Нет еврея, который не волнуется и не страшится дня Йом Кипурим, который не пришел бы с дрожью в синагогу, мучая постом свою душу и ударяя себя в грудь, читая исповедь и покаянные молитвы. Он произносит: "Грешили мы перед Тобой, сжалься над нами, даруй нам добрый год". Но мы должны знать, что исповедь - это только пол дела. Какая половина проделана, и какую ещё надо сделать? Чтобы понять это, приведем пример из книги рава, автора "Оель Яаков", благословенна память праведника.
История об одном богаче, у которого был ленивый и неудачливый сын.
Весь день он бездельничал и ел хлеб милосердия. Отец высмеивал его, да и сам он хотел чем-то заниматься. Но что ему делать, если нет у него способностей ни к чему.
Однажды сказал ему отец: "Ты ведь всё равно ничего не делаешь, возьми старый подсвечник и отнеси его ювелиру. Его ствол помялся, и он потерял свою форму. Ювелир знает, что нужно с ним сделать".
Пошёл юноша к ювелиру. Тот осмотрел искривленный подсвечник, положил его на наковальню и несколько раз ударил по нему тяжелым молотком, пока не превратил в кусок серебра. Ювелир положил его на полку в своём магазине и сказал: "Приди через неделю, и ты получишь великолепный подсвечник. Но не забудь принести сто динаров".
Удивился юноша и сверкнула в его голове идея. Пришел он домой и сказал отцу: "Папа, я нашёл чистое и легкое ремесло! Одолжи мне деньги, чтобы я открыл своё дело, и увидишь, что я разбогатею!"
Обрадовался отец и одолжил ему деньги. Юноша арендовал магазин и заказал роскошную вывеску: "Ювелир-специалист. Чинит разбитые, поцарапанные и искривленные вещи". Купил он наковальню и тяжёлый молоток, и стал ждать покупателей. Вывеска привлекла их во множестве. Один принёс ханукию, другой - подсвечник, третий - кубок, четвёртый - блюдо. Он встретил их с уверенным выражением лица, ведь он уже изучил ремесло! Он положил принесённые вещи на наковальню, стукнул несколько раз молотком, превратил их в бесформенный лом и сказал: "Приходите через неделю, и вы получите великолепные вещи. Но не забудьте принести с собой деньги". Вечером спросил его отец о работе.
"Что сказать тебе, папа, найдётся ли ремесло чище и легче этого! На следующей неделе я буду богатым человеком!"
Пролетела неделя, и дело нового ювелира процветало. У него было много работы, он стоял и расплющивал разные вещи и складывал их на полках магазина.
Через неделю пришли покупатели с деньгами. Юноша посмотрел на полки магазина, покопался в куче лома, нашёл их расплющенный подсвечник, и выражение удивления отобразилось на его лице. Он с удивлением сообщил покупателям: "Произошло что-то странное! Это не превратилось в подсвечник!"
"Что не превратилось?" - спросили его.
"Этот... старый ваш подсвечник", - промямлил "ювелир".
"А как ты хотел, чтобы он превратился в новый?" - расспрашивали его люди.
"Что за вопрос, я своё сделал, расплющил его, как видел это у старого ювелира, и положил его на полку магазина, как он сделал. Сказал вам придти через неделю, как он сказал. И смотрите, ничего не вышло".
Люди не знали, смеяться им или плакать, улыбаться или злиться. С гневными лицами обратились они к отцу невежественного юноши, чтобы заплатил им за ущерб.
Расплакался юноша: "Папа, я ведь сделал всё как тот ювелир".
Ответил ему отец: "Действительно, ты сделал, как он. Первый этап ты выполнил полностью. Но когда ювелир ударял по вещи, он делал это для того, чтобы починить её. После этого он сидел много времени и вырезал, формировал и припаивал, пока не создал из лома великолепный подсвечник. Но ты удовлетворился только ударом, и совсем не думал о том, как из этого создастся красивый подсвечник!"
Мораль: в Йом акипурим мы ударяем себя "за грех", и это подобно тому, как ударяет ювелир по искривленному изделию. Мы признаем неправедными наши прежние дела и сожалеем о них, публично осуждая их. Наше страдание искренне, и наше раскаяние истинно. Однако это лишь половина работы. Теперь мы должны создать новое изделие, красивое. Выбрать новый и добрый путь улучшить СВОИ дела! (Мааян амоед).
Comments