"Вот странствия сынов Исраэля" (Масъэй, 33:1) Эти знойные дни большого отпуска горячи еще по одной причине. Более миллиона детей находятся сейчас на каникулах. А безделье, как учили наши мудрецы (Месилат ешарим) - мать всех грехов. Безделье ведет к скуке (Трактат Ктубот, 59), а скука может привести к поступку, о котором впоследствии будут сожалеть, не дай Б-г.
Поэтому надо следить во все глаза за нашими дорогими сыновьями, дочерями, смотреть, с кем они дружат, куда идут и где проводят время.
Подростки едут на экскурсию. Почему бы нет, пусть познакомятся с нашей чудесной страной, подышат чистым и здоровым воздухом. Но давайте вспомним пасук, начинающий нашу главу: "Вот странствия сынов Исраэля, которые вышли из страны египетской по ополчениям их под руководством Моше и Аарона". Комментаторы спрашивают: разве мы и так не знаем, что Моше и Аарон стояли во главе народа? Мы это знаем, и все же Тора подчеркивает, что путешествие замечательно, если его возглавляет авторитетный человек. Если Моше и Аарон сопровождают его по слову Ашема, то это будет положительный отпуск, а не разнузданное времяпрепровождение.
Рассказ раббая
Рассказал гаон раби Йосеф Машаш, благословенна память праведника, рав города Талмесан в Мороко.
В Лондоне, столице Англии, жил богатый еврей, у которого были две замечательные дочери, красивые и мудрые. Он выдал их замуж за двух богатых людей, один из которых был из Лондона, а другой - из Манчестера. Та, что вышла замуж за жителя Лондона, стала жить в огромном дворце с многочисленными слугами и служанками, старающимися удовлетворить все её желания. Она пристрастилась к удовольствиям, путешествиям, балам. Заказывала себе наряды, покупала украшения, ходила по театрам, и о ней стали ходить дурные слухи. Приревновал её муж, и начались склоки и раздоры. В конце концов, они развелись, и она с позором вернулась в дом отца. Впала в депрессию и стала предметом осуждения.
У её сестры в Манчестере тоже был огромный дворец, слуги и служанки. Горничные убирали комнаты, поварихи готовили лакомства, садовники украшали сады, и, несмотря на это, она тоже трудилась. Сама убирала свою комнату, своими руками пекла и варила, вязала и шила. Удивлялся её муж: зачем ты себя утруждаешь, ведь ты можешь сидеть, сложа руки и проводить время в приятном ничегонеделании.
Её слова о том, что безделье - мать всех грехов отвергались им.
Однажды она предложила ему поехать в заграничное путешествие. Где она хочет провести время: среди красот Парижа, в древних местах Греции или на площадях Стамбула? К его удивлению она выбрала южную Испанию.
Они поехали в Испанию, осмотрели Мадрид. Сказала она мужу: "Хочу посмотреть бой быков".
Они пришли на стадион. На арену вышел огромный бык, чёрный-пречёрный, злой и неистовый. Матадор, вооруженный копьём, махал перед ним красной тряпкой, и бык яростно бил ногами землю. Его голова была опущена, рога направлены вперёд - рассекать и пронзать. В последнее мгновение матадор отбегал в сторону, и бык пропахивал рогами воздух. Поражённый, он останавливался, и с налившимися кровью глазами искал свою увернувшуюся жертву. Он обнаруживал матадора и бросался в его сторону, но жертва снова ускользала, к большому ликованию толпы.
Сказала мужу жена: "В древнем Риме бои велись с хищными зверями, львами и тиграми. Здесь же бои ведутся лишь с простыми быками"...
"Простыми быками?! - усмехнулся муж. - Ты видишь этого дикого быка?. Это машина убийства. Если бы не проворство и искусность матадора, он был бы уже растерзан".
"Я в самом деле удивлена, ведь быки - терпеливые животные, послушно несущие бремя, подростки без всякого вреда играют с ними. Чем они отличаются от этого быка, рядом с которым опасно находится?"
Муж был рад объяснить жене: "Они приручены с малого возраста. Их учат тянуть упряжь, слушаться и покоряться. Но на этих быков никогда не надевали упряжи. Поэтому, когда их злят, они начинают беситься, и удар их опасен".
"Вот как? - удивилась жена. - Но тогда почему ты не понимаешь, что у людей - то же самое... Если их учат нести бремя, исполнять работу, они приручаются. А если позволяют им бездельничать, они бесятся"...
Об этом сказано в отрывке "Эшет хаиль": "Она берёт шерсть и лён, охотно работают её руки" (Мишлей, 31:13). То есть, она могла бы наслаждаться бездельем, а слуги крутились бы вокруг. Но по своей воле она берёт шерсть и лён, чтобы вязать и шить. "Работают охотно её руки", по своему желанию исполняют работу её руки. Только не бездельничать, ведь безделье приводит к ужасной скуке. (Авотейну сипру лану, Нахлат авот)
댓글