Сотворив вселенную, Всевышний не дал ей возможности к существованию более, чем на шесть дней. И в седьмой день вновь Б-г дарит миру жизнеспособность, чтобы он существовал еще шесть дней. Без этого мир бы прекратил существование по окончании шести дней и вернулся бы к предшествовавшему хаосу.
Б-г поместил благословение шести дней в день седьмой, чтобы от него благословлялись все шесть дней. Ибо этот день оживляет и поддерживает все миры... Благословение и существование им дается в день субботний, и благодаря этому дню мир существует.
И в каждую Субботу опять дается жизненная сила на шесть дней, дабы одушевлять и благословлять миры сиянием святости, которым она озарена... Без соблюдения этого порядка мир не смог бы существовать и мгновения.
(“Сидуро шел Шаббат”)
УСЛАЖДАЮЩИЙ СУББОТУ, УДОСТОИТСЯ УДЕЛА, КОТОРОМУ НЕТ ПРЕДЕЛА
(Талмуд, “Суббота”)
Ему воздается той же мерой. Точно так же как он тратит свои деньги без счета ради Субботы, так ему дадут удел без счета (”Бет-Йосеф”)
ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СУББОТНИМ ТРАПЕЗАМ
Следует встать в пятницу пораньше, чтобы приготовить все, что нужно на Субботу. Даже если у еврея много прислуги, он должен стараться сам приготовить что-нибудь для Субботы, чтобы этим почтить ее.
Так, рав Хисда нарезал овощи, а рав Нахман убирал дом, вносил утварь, употребляемую в Субботу и выносил будничную утварь. По ним должен учиться каждый. Еврей не должен говорить: “Это ниже моего достоинства”. Его достоинство ‒ в том, что он почитает Субботу.
Мицва ‒ отведать накануне от каждого блюда, приготовленного на Субботу, дабы увериться, что оно приготовлено как следует.
Следует еще засветло очистить дом от пыли и грязи. Человек должен представить себе, как будто сам правитель страны ожидается к нему в гости. Как он убирал бы дом, застилал постели!.. А тем более ‒ царица Суббота.
(“Хаей Адам”)
Пот, который проливает человек, приготавливаясь к Субботе, искупает грехи, подобно слезам раскаяния.
(Ари-заль “Шаарей тшува”)
ОСОБЫЙ АРОМАТ СУББОТНИХ БЛЮД
Покупая и готовя на Субботу, следует приговаривать: “Я покупаю, варю во имя Субботы”. И тогда святость Субботы распространяется на это блюдо и сообщает ему духовное благоухание.
Это зависит от человека, его дел, мыслей и его стремлении к возвышенному. В притче, поведанной в Талмуде, главе “Кол кисвей”:
Рав Йеошуа дружил с императором. Однажды император гостил у него в субботу. Понятно, какие блюда были приготовлены для Трапезы, но все они были холодные.
Через некоторое время римский император Антонио был приглашен раббаем на трапезу, но уже в обычный день и на столе стояли горячие блюда. Отведав их, император сказал, что хотя в предыдущей трапезе были холодные блюда, но они были вкуснее и ароматнее этих горячих блюд.
“Вы правы”, ответил рав Йеошуа, “в предыдущей трапезе была использована особая приправа”. И император сказал: “О, я тоже хочу иметь эту приправу”.
“Но это невозможно”, ответил рав Йеошуа, “потому что эта приправа - Суббота.”
СЛЕДУЕТ НАКРЫТЬ СТОЛ НА ИСХОДЕ СУББОТЫ
Всегда должен стараться человек накрывать свой стол на исходе Субботы, как принято у него при полной трапезе. Даже если он не съест сейчас более чем с маслину, из-за того ли, что нет у него более или из-за того, что он не голоден. Тем не менее он должен приготовить стол, накрыть его скатертью, как при настоящей трапезе, чтобы проводы Субботы происходили с такими же почестями, как и встреча.
(“Шулхан Арух а-Рав”, п.1)
Дополнительная душа не уходит полностью до окончания трапезы на исходе Субботы.
Поэтому не следует заниматься работой, не связанной с приготовлением пищи до окончания трапезы на исходе Субботы.
(“Махаршо”, “Шаарей Тшува”, со слов учеников Ари-зала)
(“Мишне берура” ссылаясь на “Шаарея Тшуво”)
Древние мудрецы говорили, что у человека есть один орган, остающийся невредимым даже в могиле до дня воскрешения, даже после того, как все кости сгнили. Этот орган не питается никакой едой, кроме трапезы проводов царицы Субботы. Называется эта кость – луз.
(“Мишне берура”)
Comments