Современники рассказали эту быль об известном еврейском ученом - Раби Амноне из города Майнца в Германии.
Раби Амнон был одним из величайших ученых своего времени, был он богат, статен и красив и вел свое происхождение из знатной семьи. Стали епископы и князь просить его, чтобы он перешел в христианскую веру, но он не захотел слушать их. А они продолжали настаивать и уговаривать его. И, вот, как-то раз, чтобы отвязаться от них, сказал Раби Амнон:
- Я хочу подумать об этом три дня.
Когда он вышел из дворца епископа, он подумал: “Что же это я, как будто усомнился в том, что Б-г Един и нет другого».
И пришел он домой грустный, и не захотел ни есть, ни пить, и от горечи и переживаний заболел. Пришли к нему его родные и друзья и стали его утешать, но не мог он успокоиться.
Он говорил им:
«Грех мой велик, я должен уйти в другой мир». И он заплакал, и сердце его загрустило. На третий день, когда состояние его ухудшилось, прислал за ним епископ. И отказался Раби Амнон идти к нему.
Послал епископ к Раби вельмож и знатных людей. А он снова отказался. И сказал епископ: «Приведите его силой!». И привели его. Говорит ему епископ:
- Что это значит, Амнон? Почему ты не пришел ко мне в назначенный час сообщить о своем согласии?
Ответил Раби Амнон:
- Я сам себе суд учиню, ибо язык, который солгал, должен быть отрезан.
Говорит ему епископ:
- Нет, неправда. Языка твоего я не отрежу, так как он правильно говорил, но ноги твои, которые не пришли в назначенное время, прикажу отрубить.
И приказал палачу, и отрубил он пальцы рук и ног Амнона, и при каждом отрубленном пальце спрашивал:
- Ну как, Амнон, хочешь перейти в нашу веру?
И когда отрубили ему все пальцы, приказал жестокий насильник отвезти его домой, и пальцы его положить в банку и тоже отправить ему домой. И не посрамил Раби Амнон своего имени, ибо верил он в Единого Б-га и доказал, что вера его сильнее любви к жизни.
Приблизился праздник Рош-а-Шана - Новый год. И попросил Раби Амнон отнести его в синагогу, а также пальцы его, сохраненные в банке, и положить его около кантора. Когда кантор собирался приступить к молитве, сказал ему раби Амнон:
- Подожди немного, хочу произнести молитву Г-споду. И он громко произнес: “Тебе подобает святость, Всевышний!”. И затем он произнес всю молитву, сочиненную им и начинающуюся словами: “Дай нам силу, Г-споди” (Унтане токеф):
«Провозгласим великую святость этого дня - грозен он и страшен. В этот день возвеличится власть Твоя, утвердится в милосердии твой престол...
Поистине, Ты - судья и обличитель. Ты знаешь и свидетельствуешь, отмечаешь и утверждаешь, помня всё забытое...
И раздался звук великого Шофара...
И ангелы, объятые дрожью и страхом, провозглашают: «Вот день суда!»... И все рождённые на свет проходят перед Тобой как овцы.
Как пастырь, осматривая своё стадо, подводит овец под жезл свой, так и Ты проводишь... определяешь и считаешь души всех живущих, ставишь предел всему живому и отмечаешь решение их судьбы.
В Рош-а-Шана записывается, а в день отпущения утверждается: кому отойти, а кому явиться на свет. Кому жить и кому умереть, кому - в своё время, а кому - безвременно, кому смерть от воды, кому - от огня, кому - от меча, а кому - от зверя, кому - от голода, а кому - от жажды, кому - от грозы, а кому - от болезни... кому - покой, и кому - скитания, кому - беспечность, и кому - тревога, кому благополучие и кому - терзания, кому бедность, и кому - богатство, кому - унижение и кому - величие. Но тшува, тфиля и цдака (раскаяние, молитва и благотворительность) отменяют злое предначертание».
С последними словами молитвы Раби Амнон скончался. Главному раввину города Раби Клонимусу во сне явился Раби Амнон и научил его молитвенному гимну - “Дай нам силу, Г-cподи” и приказал ему разослать текст по всем странам рассеяния, где находятся евреи, чтобы молитва была памятью и свидетельством навеки.
И так было сделано. До сих пор мы читаем эту молитву на Рош-а-Шана на всех языках.
Comments