За месяц до начала Рош-а-Шана - нового года, сефардские евреи начинают читать слихот - специальные молитвы о прощении. Это - начало периода подготовки к суду, который начинается в Рош-а-Шана.
В этот период еврей должен проанализировать все свои поступки, совершенные не только в этом году, но и ранее, раскаяться от души, выразить все эти чувства перед Всевышним, чтобы было принято это раскаяние. Одна из моих слушательниц сказала так: "Зачем так долго надо раскаиваться и просить прощения? Что, это нельзя сделать за один раз? Ведь у нас не так уж много грехов, мы не воруем, не убиваем, и т.д."
Наши мудрецы объясняют нам, что у каждого из нас есть много грехов, одни - это те, из-за которых мы пришли в этот мир. И тогда наши мудрецы объясняют, что то, что дается тяжело, это то, что мы пришли исправлять.
Так, например, если человеку тяжело соблюдать субботу, то по всей вероятности, это его тикун, его исправление. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, как много грехов было совершено нами в бывшем Союзе. Это и нарушение субботы, и некошерная пища, и нескромная одежда и поведение, и все те нарушения еврейских законов, о которых мы даже не знали, что они существуют. А незнание закона не освобождает от наказания. И вот представьте себе, сколько грехов у нас накопилось уже от жизни в Союзе, даже если мы сейчас ведём праведную жизнь (а ведь это не всегда так).
И вот понять, осознать свои грехи и раскаяться в них - нелегкий труд. И по милости своей Всевышний дает нам целый месяц на такую серьёзную подготовку.
ТШУВА - Раскаяние состоит из четырех этапов:
1. Осознание того, что совершил грехи.
2. Сожаление о совершенных грехах.
3. Исповедь - видуй, т.е. произносить слова раскаяния и сожаления о совершенных грехах перед Всевышним и молить о прощении.
4. Принятие на себя обязательства больше не совершать грехов. Если через какое-то время человек попадёт в ту же самую ситуацию, в которой он совершил грех и он выстоит, не совершит его, значит его тшува была успешной.
И, естественно, что за совершенные грехи полагаются наказания, которые зависят от вида греха.
Наши мудрецы учат, что наказания наступают если человек не успел раскаяться, а в случае чистосердечного раскаяния Всевышний прощает грехи иногда полностью, а иногда заменой тяжкого наказания (смерть) на другие виды наказания - болезнь, мучения, бедность, и т.д. В данной статье невозможно осветить все аспекты грехов и наказаний, но я хочу отметить, что чем больше мы работаем над раскаянием, то это, без сомнения, приведёт к прощению грехов.
Наши мудрецы учат также, что если в дополнение раскаянию, мы еще даем цедаку, а если нет денег, то собираем деньги на праведные дела (построение миквы, синагоги, приобретение святых книг и т.д.), а также помогаем людям советом, проведываем больных, участвуем на похоронах, радуем жениха и невесту на свадьбе, а самое главное, изучаем Тору, чтоб знать, что правильно и что неправильно, то всё это искупает наши грехи.
Хочется повторить, что истинное раскаяние, Йом Кипур, мучения, цедака, добрые дела - помогают искуплению грехов.
Дай Б-г нам знания понять Твои пути к праведной жизни, дай нам возможность и силы сделать Тшуву - раскаяние и прими её, чтоб мы удостоились быть записанными в "книгу жизни".
Амен ве Амен.
С любовью и уважением,
Д-р Мирьям Якубова.
Comments