Последние несколько недель мы читали недельные главы Торы, в которых описывалась жизнь нашего праотца Якова и также его 12 сыновей. Мы читали, как братья продали своего родного брата Йосефа в Египет. После двенадцати мучительных лет, которые Йосеф провел в Египте, он становится очень влиятельным лицом, правой рукой фараона и руководителем не только Египта, но и всего Ближневосточного региона. Зная, что на Египет и весь Ближневосточный регион надвигается голод, Йосеф дает указание, чтобы все иностранцы, желающие попасть в Египет, заполняли анкеты, в которых было бы указано, кто они, перечислены члены семьи, откуда пришли и с какой целью идут в Египет. Он также дает указания, чтобы каждый вечер посыльный все заполненные анкеты приносил к нему.
В один прекрасный день он получает анкету, в которой перечислены имена: Рувен бен Яков, Шимон бен Яков, Леви бен Яков и т.д. - имена десяти его братьев, которые пришли в Египет. Йосеф приказывает закрыть все склады, торгующие продовольствием и оставить открытым только один центральный склад. И там он стал дожидаться братьев, зная, что они придут просить продать им продукты, чтобы доставить их в Кнаан (Эрец Исроэль) своим семьям и отцу Якову. Йосеф ждал день, два, три, но братья не появлялись. Тогда он посылает солдат с приказом разыскать своих братьев. Их находят на базарах, самых низких местах, где нашли себе приют рабы, наркоманы-анашисты, развратные женщины и прочий сброд.
Почему его братьев нашли именно в этих местах? Потому, что главной своей миссией братья считали найти своего брата Йосефа. Они раскаялись, очень сожалели, что продали его в свое время и хотели выкупить или освободить его любой ценой. Им даже в голову не приходило искать его в каком-либо другом месте. Они были уверены, что он раб или нищий и находится на самом дне общества. Солдаты привели братьев к Йосефу. Йосеф притворился, что не узнает их и не говорит на святом языке иврите. И он назначает своего сына Менаше переводчиком. Неужели братья не узнают его? Он стоит перед ними, он с ними общается, говорит с ними. Даже если они не видели его 22 года, все равно есть вещи, которые не меняются — манера разговора, улыбка, интонация голоса. Их очень удивляет, что его сын говорит на иврите — ведь этот язык известен только семье Якова. До братьев так и не доходит, что перед ними стоит их родной брат Йосеф. Йосеф берет свой бокал вина и начинает говорить: Я вижу через свой бокал........ и начинает рассказывать истории из их детства очень подробно и в мельчайших деталях. Братья пребывают в недоумении — откуда он знает так много об их детстве? Тогда Йосеф говорит — вы братья — Шимон, Леви, вы разрушили город Шхем. Вы убили всех жителей этого города. Это вызвало еще большее удивление братьев — откуда он знает такие подробности, но все равно они не догадываются, что перед ними Йосеф. У вас есть еще один брат, Беньямин, приведите его ко мне и тогда я поверю, что вы меня не обманываете. А вашего брата Шимона я оставляю заложником. Йосеф дал сигнал солдатам, чтобы они схватили Шимона, но он был настолько силен, что солдаты не смогли подойти к нему. Тогда Йосеф обращается к своему сыну Менаше и говорит ему — свяжи Шимона. Менаше проводит один прием, второй, валит его на пол и связывает цепями. Братья поражены силой Менаше и говорят, что такой силой обладают только сыновья Якова, что египтянин никогда не смог бы победить Шимона и все равно они не понимают, что перед ними стоит их родной брат Йосеф.
Братья вернулись назад в дом Якова и через некоторое время возвратились с младшим братом Беньямином. Тогда Йосеф пригласил их к себе домой, накрыл столы и начал рассаживать гостей. Вы, говорит он Рувену, Шимону, Леви и т.д. – сыновья Леи, поэтому садитесь по эту сторону стола. А вы, говорит он другим братьям, сыновья Зильпы, Билы — по другую сторону и т.д. А у Беньямина, как и у меня, нет матери. Поэтому он сядет рядом со мной. Братья удивлены еще больше — откуда Йосеф знает, кто старший брат, кто младший, кто от какой матери. Менаше делает шхиту, проверяет легкие, обрабатывает мясо, солит и подает на стол кошерную пищу. Йосеф обращается к Беньямину с вопросом: учил ли тебя отец наукам, астрономии. Конечно, отвечает Беньямин. Тогда Йосеф достает карту Египта и говорит — определи, где сейчас находится Йосеф и подает карту Беньямину. Беньямин делит Египет на четыре части, что-то вычисляет и говорит: Йосеф находится в этом регионе. А точнее — спрашивает Йосеф. После вычислений, Беньямин говорит — в этом городе. А еще точнее, настаивает Йосеф. Точнее — в этом доме, рядом со мной. Затем поворачивает голову по сторонам и говорит — я наверное ошибся в вычислениях. Йосефа здесь нет. Но Йосеф наконец сам раскрывается перед братьями и называет себя. Но они ему не верят. Он начинает говорить с ними на иврите, показывает им, что у него было обрезание, приводит другие доказательства и братья, хоть и с трудом, но поверили ему.
Почему братья не хотели ему верить? Мудрецы говорят, что в этом есть глубокий смысл. Братья видели, что перед ними находится родной брат, но принять и осознать это они не могли. Ведь 22 года в их сознании сидела мысль, что в Египте он мог быть только рабом или нищим. Они представить себе не могли, что он сможет достигнуть таких высот, стать руководителем такого региона. Их разум не мог воспринять такое.
Так и у нас, евреев. Где-то в подсознании мы понимаем, что Б-г есть, что все, что в Торе написано — это самая великая истина. Но принять и осознать это — значит признать, что мы десятки лет жили во лжи и обмане. И такими же мы растим наших детей. А вернуться к религии для нас — это обречь себя на излишние “беспокойства”. Нужно в корне изменить стиль своей устоявшейся жизни: ходить в синагогу молиться, соблюдать кашрут, и подвергать себя прочим “ограничениям”. Не у каждого найдутся силы это сделать. Но мы обязаны пойти на это, должны сделать этот шаг, вернуться к нашим истокам, соблюдать шаббат, кашрут, соблюдать еврейские традиции. Мы должны наконец признать, что Б-г есть, повернуться к нему лицом и тогда мы увидим, какой прекрасный, полный счастья мир откроется перед нами.
Comments