От праздника Песах и до Рош-а-Шана принято каждую субботу читать одну из глав трактата Талмуда “Пиркей Авот”- “Поучения отцов”, в котором собраны замечательные высказывания авторов Мишны, являющейся сводом законов и моральных норм, переданных Моше вместе с Торой на горе Синай. В “Пиркей Авот” собрана квинтэссенция опыта жизни и мудрости многих поколений, согретых светом Веры. В отличие от других, этот трактат не содержит практических указаний (Алахот), а устанавливает нравственные нормы и правила поведения, прославляет высокие душевные качества. Это путеводитель для тех, кто стремится к нравственному совершенству.
Мы продолжаем печатать “Пиркей Авот”.
ГЛАВА III
23. Раби Элъазар (бен) Хисма говорит: “Сложные расчеты, связанные с законами жертвоприношений птиц и очищения женщины, являются основными законоположениями. Исчисление периодов (календарно-астрономических) и гематриот (метод изучения Торы, основанный на наличия у еврейских букв числового значения) — изысканные приправы мудрости.
Автор этой мишны был выдающимся математиком и астрономом. Однако, эти свои знания он считал подчиненными основной науке — Торе.
Примечание: Слово “гиматриот” отождествляется некоторыми комментаторами со словом «геометрия» (в современном понятии).
ГЛАВА IV
1. Бен Зома говорит: “Кто мудр? (1) - Тот, кто учится у всякого человека, как сказано (Теилим 119:99): “От всех учивших меня я набирался ума, ибо о заповедях Твоих - беседа моя”.
Кто силен? - Тот, кто владеет своими побуждениями, как сказано (Мишлей 16:32):
“Сдерживающий гнев лучше сильного и властвующий над собою - лучше (воина), захватившего город”.
Кто богат? Довольный своим уделом, как сказано (Теилим 128:2): “Если кормишься трудом рук твоих, то счастлив ты и благо тебе”, счастлив ты в этом мире и благо тебе в мире грядущем.
Кто почитаем? - Тот, кто почитает других, как сказано (Шемуэль 1, 2:30): “Ибо почитающих Меня Я почту, а пренебрегающие мною будут унижены” (2).
1)Вопрос “Кто мудр?“ нужно понимать: “Кто воистину мудр?” Аналогично следует понимать и другие вопросы мишны.
2)Каждого человека следует почитать, видя в нём образ и подобие Б-жье.
2. Бен Азай говорит: “Торопись исполнить легкоосуществимую заповедь, как и трудную для исполнения, и избегай греха, ибо мицва (благое дело) влечет за собой мицву”, а грех влечет за собой грех, потому что награда за мицву - мицва, а наказание за грех - (новый) грех.
Духовный подъем, вызванный совершением доброго дела, поддерживает человека и вдохновляет его на совершение новых благородных поступков, и наоборот. Наши мудрецы утверждают, что дурное побуждение (йецер а-ра) пытается подчинить себе человека постепенно.
Сперва человек подвергается искушению совершить небольшой, малозначительный грех, затем, совершив его, человек легче поддается искушению совершить более серьезный проступок, и так до тех пор, пока он не оказывается способным на настоящее преступление.
С другой стороны, Талмуд утверждает, что человеку, стремящемуся к добрым делам, помогает Превечный, если же он пошел по тропе греха, то Небеса не препятствуют ему в этом.
Слова “награда за мицву - мицва” трактуют и в том смысле, что получение награды за мицву - также мицва, т.е. заслуживший награду за исполненную мицву будет дополнительно награжден за то, что получил награду и тем самым доставил радость Б-гу, желающему своим созданиям одного только добра.
С другой стороны (говоря на языке человеческих представлений) за печаль, причиненную Создателю, вынужденному наказать грешника, грех последнего удваивается.
З. Он же говорил: “Не презирай никого и не пренебрегай ничем, ибо нет такого человека, чтобы не было у него своего часа и нет такой вещи, чтобы не было у нее своего места”.
Бывает, что человек, который ничем не примечателен, вдруг, когда “пробил его час”, обнаруживает свои затаенные возможности. И бывает, что вещь, казавшаяся ранее никчемной, бесполезной или даже вредной, вдруг оказывается “ на своем месте” - полезной, нужной или даже необходимой.
4. Раби Левитас из Явне говорит: “Будь в высшей степени смирен, ибо надежда человеческая - тлен”.
5. Раби Иоханан бен Берока говорит: “Всякий, оскверняющий имя Б-жье тайно, будет наказан явно; нет различия между нечаянным и преднамеренным действием при осквернении имени Б-жьего”.
Речь идет о совершении неблаговидных поступков теми, кто изучает Тору и соблюдает ее заповеди. Тем более велика их ответственность перед Б-гом.
Поступая дурно, они навлекают презрение и ненависть к себе и тем самым оскверняют Тору и святое имя Превечного. Люди праведные должны быть вдвойне осмотрительны в своих поступках, даже нечаянно не давая повод к осквернению имени Б-жьего. (См. гл, III, 13).
6. Раби Ишмаэль бар раби Иосэй говорит: “Изучающему (Тору) для того, чтобы обучать других, дается возможность изучать (ее) и обучать (ей); а тот, кто изучает (Тору), чтобы исполнить (ее заповеди), получает возможность изучать (ее), обучать (ей), соблюдать и исполнять (ее заповеди)”.
7. Раби Цадок говорит: “Не отдаляйся от общества, не выступай в роли защитника, не делай из нее (Торы) корону, чтобы возвыситься с ее помощью, и не лопату, чтобы копать ею”. То же говорил Илель: “Злоупотребляющий венцом (Торы) исчезнет (с лица земли)”. Отсюда следует, что всякий, использующий слова Торы для личных целей, исторгается из этого мира”.
8. Раби Иосэй говорит: “Кто чтит Тору, сам уважаем людьми, а тот, кто оскверняет Тору, сам презираем людьми”
Чтить Тору означает (помимо буквального смысла) изучать ее и исполнять ее заповеди, уважать знатоков Торы и стремиться к общению с ними.
9. Раби Ишмаэль, его сын, говорит: “Избе-гающий (доводить дело до) суда (1) удаляется от вражды, грабежа и лжесвидетельства; а пренебрегающий решением суда – глупец (2), нечестивец и гордец”.
1) По другой версии - избегающий быть судьей.
2) По другой версии - кто судит самоуверенно. Судья должен стремиться примирить спорящих. Строгое применение закона чревато возможностью допущения судебной ошибки - незаконного изъятия средств у одной из сторон («грабеж»)и т.д.
10. Он же говорил: «Не суди единолично, ибо единолично судит только Один (Единый); и не говори (остальным судьям): “Примите мое мнение!”, ибо это право дано им (1), а не тебе».
1) Решение суда принимается большинством голосов.
11. Раби Йонатан говорит: «Кто исполняет Тору в бедности, со временем будет исполнять ее в богатстве, а тот, кто нарушает Тору в богатстве, в конце концов будет нарушать ее в бедности».
Известно, что чрезмерное богатство, как и большая бедность, - как одно, так и другое, - являются испытанием, препятствием на пути к изучению Торы: богатый занят дальнейшим обогащением, а бедный - поисками хлеба насущного. Каждый обязан находить время для изучения Торы и соблюдения ее заповедей независимо от того, беден он или богат.
Однако богатому труднее быть благочестивым. Не выдержавший испытания богатством, будет наказан вдвойне: лишится богатства, но и тогда, в предоставленных ему “менее сложных” условиях жизни, в условиях бедности, не устоит, будет по старой привычке нарушать Тору.
Бедняку же, с честью выдержавшему испытание бедностью, будет предоставлена возможность попытаться оставаться благочестивым и в более “трудных” условиях богатства. И тана нашей мишны обещает ему, что он и это «испытание» выдержит с честью.
Comments