top of page

ГЛАВА IV (продолжение), ГЛАВА V



От праздника Песах и до Рош-а-Шана принято каждую субботу читать одну из глав трактата Талмуда “Пиркей Авот”- “Поучения отцов”, в котором собраны замечательные высказывания авторов Мишны, являющейся сводом законов и моральных норм, переданных Моше вместе с Торой на горе Синай. В “Пиркей Авот” собрана квинтэссенция опыта жизни и мудрости многих поколений, согретых светом Веры. В отличие от других, этот трактат не содержит практических указаний (Алахот), а устанавливает нравственные нормы и правила поведения, прославляет высокие душевные качества. Это путеводитель для тех, кто стремится к нравственному совершенству.


Мы продолжаем печатать “Пиркей Авот”.


ГЛАВА IV


30. Благословен Он, ибо пред Ним нет (места) несправедливости, забвению, лицеприятию и мздоимству. И знай, что все нимается в расчет (1). И да не убедит тебя твой искуситель, что могила станет твоим убежищем. Ибо не по воле своей ты создан, и не по волей своей ты родился, и не по воле сво-ей ты живешь, и не по воле своей умрешь, и не по воле своей предстоит тебе дать отчет перед Царем царей, Святым, благословен Он!» (2)


1) Все зависит от итога содеянного добра и зла. Другое толкование: большое количество содеянных маловажных добрых (или дурных) дел переходит в качество — приобретает особую значимость. И еще толкуют: при суждении о степени виновности согрешившего учитываются как внешние, так и более глубокие, скрытые факторы и обстоятельства - темперамент, эмоциональные и интеллектуальные свойства, воспитание, окружающая среда и т.д.


2) Может возникнуть вопрос: почему человек “должен дать отчет” за прожитую им жизнь, - жизнь, дарованную ему помимо его воли? Этот вопрос задал раби Элиягу, знаменитый Виленский гаон, прославленному магиду (проповеднику) раби Яакову из Дубно. Магид рассказал следующую притчу.


У одного богача были две дочери, которых он никак не мог выдать замуж - одна была уродлива, а другая зла - со всеми ссорилась, злословила, проклинала людей. Нашелся догадливый сват, который удачно сосватал первую за слепого, а вторую - за глухого.


Случилось, однако, так, что в городе появился искусный врач и вылечил мужей. Когда один увидел свою уродливую жену, а другой услышал непрестанную ругань своей половины, отказались заплатить врачу за лечение, заявив, что он испортил им жизнь. Выслушав обе стороны, судья обязал врача вернуть слепому его слепоту, а глухому - глухоту. Услышав такое решение, оба пациента заявили: “Как? Вновь ослепнуть?! Вновь оглохнуть?! Только не это!” - “Ну, раз так, - решил судья, - тогда платите врачу сполна!”


Теперь вернемся к нашей мишне. Хотя человек рождается и живет независимо от своей воли, умирает он также не по своей воле. И он цепляется за свою жизнь, используя все дозволенные, а подчас и недозволенные средства. Поэтому-то человек обязан отчитаться в том, правильно ли он прожил “навязанную” ему и тем не менее столь дорогую ему жизнь.


ГЛАВА V


1. Десятью Б-жьими повелениями (речениями) создан мир. О чем это говорит? Разве мир не мог быть сотворен одним повелением? Для того именно, чтобы строго взыскать с нечестивцев, губящих мир, созданный десятью повелениями, и в изобилии вознаградить праведников, поддерживающих существование мира, созданного десятью повелениями.


В первой главе Торы, Берешит, трактующей о сотворении мира, повторяются девять раз слова: “И сказал Превечный...”. Десятым повелением (речением) считаются слова: “В начале сотворил Б-г”.


2. Десять поколений было от Адама до Ноаха (1), дабы было ведомо нам, сколь велико долготерпение Его, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока на десятое поколение Он не обрушил воды потопа.


3. Десять поколений было от Ноаха до Авраама (2), дабы было ведомо (нам), сколь велико долготерпение Его, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока не появился наш праотец Авраам, который получил награду всех (этих десяти поколений) (3).


1) В Торе перечислены эти поколения: Адам, Шет, Энох, Кэнан, Маалальэль, Ярэд, Ханох, Метушелах, Лемэх и Hoax.


2) Шем, Арпахшад, Шелах, Эвер, Пэлег, Реу, Сруг, Нахор, Терах, Авраам.


3) Комментатор “Тифъэрэт Исраэль” поясняет это место так: первоначально предполагалось, что все эти поколения будут удостоены Б-жественного присутствия и что им будет дарована Тора и с ними будет заключен завет... Но они грешили, и поэтому мир был лишен этих благ - до появления Авраама.


4. Десяти испытаниям подвергся наш праотец Авраам и устоял во всех их, дабы стало (нам) ведомо, как велика была любовь к Б-гу праотца нашего Авраама, мир праху его.


Эти десять испытаний перечислены в “Авот дэ-раби Натан”, гл. 33, 2. (Рамбам в своем комментарии перечисляет их в несколько ином порядке). Десятым и самым трудным испытанием была акэда - повеление принести в жертву единственного, любимого сына Ицхака, отмененное в последнее мгновение.


5. Десять чудес явлены нашим предкам в Мицраиме (Египте) и десять - на море. Десяти казням подверг Святой, благословен Он, египтян в Мицраиме и десяти - на море.


Раши подчеркивает, что десять чудес, совершенные ради наших предков в Египте и на море, были наградой за то, что наш праотец Авраам устоял против десяти испытаний. Чудеса, казни и испытания перечислены в комментарии Бертануры на “Авот”.


6. Десятью испытаниями испытывали наши предки Святого, благословен Он, в пустыне, как сказано (Бемидбар 14:22): “И испытывали Меня десять раз и не слушались гласа Моего”.


7. Десять чудес были совершены на глазах предков наших в Бэйт Амикдаше (Храме): никогда не случалось преждевременных родов от обоняния запаха священного (жертвенного) мяса (1); священное мясо никогда не портилось; ни одной мухи не видно было в помещении для убоя и разделки жертвенных животных; ни разу не осквернился первосвященник в Иом-Кипур (2); ни разу не погасили дожди огонь на жертвеннике и ветру (ни разу) не удалось отклонить столб дыма (на жертвеннике); не оказывались негодными (дефективными) омэр, два хлеба и хлеб предложения (3); стояли в тесноте, а падать ниц (4) было просторно; змея и скорпион никогда не причиняли вреда (не жалили) в Иерушалаиме; и не говорил один человек другому: “Тесно здесь, негде мне переночевать в Иерушалаиме”.


1) От соблазна отведать жертвенного мяса, которое разрешалось есть только коэнам (священникам).


2) Если бы это случилось, первосвященник был бы непригоден для богослужения в Бэйт Амикдаше в этот священный день.


3) Омэр (сноп первого урожая) приносился на жертвенник во второй день праздника Песах, а два хлеба - в праздник Шавуот. Так называемый “хлеб предложения” (лехэм а-паним) возлагали на золотой стол каждую субботу. Если бы с этими святынями случилось что-либо недозволенное и они осквернились, это было бы непоправимо, потому что сжать другой сноп, как и испечь новый хлеб в субботу и в праздники, невозможно - это воспрещено.


4) Во время богослужения в Бэйт Амикдаше.

0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page