Продолжение. Начало в № 818.
Многие крестьяне, спасаясь от голода, устремились в соседние районы и области, где надеялись легче прокормиться. По указанию Сталина и Молотова кордоны милиции и ГПУ задерживали «беглецов», а уход из села был объявлен «кулацким саботажем». Опухшие от голода люди заполнили вокзалы. Начались эпидемии, люди умирали в вагонах, залах ожидания, пристанционных скверах.
В качестве дополнительной меры борьбы «с саботажем» Сталин придумал выселение жителей из станиц, занесенных на «черную доску». Вместе с ними выселя-ли всех исключенных из партии «за саботаж хлебозаготовок и сева», коммунистов. Так, в северные районы были выселены жители станиц Полтавской, Медведовской, Урупской, Уманской.
Всего к середине января 1933 года в эшелонах из товарных вагонов работники ГПУ вывезли не менее 65.5 тыс. человек. Уже в январе - феврале на место жителей выселенных станиц стали прибывать эшелоны с переселенцами с Урала, из Московской и других областей РСФСР, Беларуссии. Было переселено 50 тыс. человек.
На Украине массовый голод крестьян начался в декабре 1931 года и продолжался 22 месяца, до сентября 1933. Он охватил всю территорию Украины. Больше всего пострадали от голода крестьяне Днепропетровской, Киевской, Донецкой, Винницкой областей. В Харьковской (столичной) области голодало 50 районов из 64, в Киевской области в 66 районах в марте 1933 года голодало почти 400 тыс. человек, к середине апреля число голодающих увеличилось почти до полумиллиона, в том числе более 260 тыс. детей.
В первую очередь от голода умирали дети и старики. По неполным данным, за голодные годы число детей в школах и детских учреждениях Украины уменьшилось на 1 млн. 71 тыс. человек. Десятки тысяч бездомных детей появились на улицах больших городов. Их привозили в город и оставляли на улице родители в надежде, что детей определят в детдом и спасут от голода. В течение января - мая 1933 года на улицах Харькова было подобрано 11,402 голодающих, из них 8,557 детей. В поездах подобрали 10 тыс. детей.
Вот отрывок из доклада Харьковского областного отдела ГПУ за 5 июня 1933 года: «Резко увеличилось количество подбираемых на улицах Харькова трупов умерших на почве голода селян. За февраль было подобрано таких трупов 431, за март - 689, за апрель - 477, за май - 992. Первые 3 дня июня - 196 трупов. Людоедство и трупоедство по районам Харьковской области: на 1 марта - 9 случаев, на 1 апреля - 58, на 1 мая - 132, на 1 июня - 221».
Подобная информация за 12 марта 1933 года из Киева: «В январе подобрано 400 трупов, в феврале - 518, за 8 дней марта - 248. Кроме того, в город ежедневно подбрасывают 100 и больше детей. Следует обратить особое внимание на массовое употребление в пищу кошек, собак, падали, что c наступлением оттепели может вызвать эпидемии (тиф, дизентерия и проч.)».
Письмо Харьковского облисполкома от 20 мая 1933 года подтверждает, что в селаx Харьковской области в течение последних месяцев умерло 600 тыс. человек. Голодающие крестьяне также ели собак, кошек, крыс, трупы павших животных, листья и кору деревьев. Известны многочисленные случаи каннибализма. В архивах сохранились тысячи фактов поедания собственных детей.
А в это время на железнодорожных станциях, в портах, на элеваторах под уси-ленной охраной лежали тысячи тонн зерна для экспорта за рубеж в обмен на машины и станки. В голодном 1933 году за границу было продано 1.8 млн. тонн зерна...
На Северном Кавказе в 1932 году производство зерна сократилось почти вдвое, а заготовки уменьшились лишь на одну треть. Голод охватил 44 из 75 районов края. Из донесения начальника политотдела Ейской МТС в 1933 году: «За январь - апрель по ряду колхозов умерло от 365 до 290 человек. Итого по 4 колхозам - свыше 1,000 человек. Отмечен ряд случаев трупоедства и людоедства, трупы разворовывались с кладбища».
Летом 1933 года руководство страны, осознав, что скоро все жители украинских сел вымрут, приняло кое-какие меры для оказания помощи погибающим. Стали продавать «коммерческий хлеб», в пострадавшие районы начали завозить продукты, в колхозах для вышедших на работу организовывали общественное питание...
А села Украины, опустошенные голодом, заселялись жителями других республик. К концу 1933 года на Украину из Белоруссии, ряда центральных областей РСФСР было переселено свыше 117 тыс. человек, перевезен скот и сельскохозяйственный инвентарь.
В 1932 - 1933 годах наша семья жила в Харькове. Мне было 7 лет. Хорошо помню, как по дворам ходили крестьяне, предлагавшие рушники (вышитые полотенца) и вязанки дров за кусок хлеба. Видел опухших от голода крестьян возле рынка и вокзала. Немного позже пришлось видеть многотысячные очереди за коммерческим хлебом. После 1935 года мне довелось участвовать во встречах одного из кружков Харьковского Дворца пионеров с детдомовцами, родители которых погибли от голода в 1933 году.
О голоде 1932 -1933 годов советская пресса ничего не сообщала. И тем не менее о нем стало известно за границей - об этом сообщали корреспонденты иностранных газет, докладывали дипломатические пред-ставители. Кроме того, о голоде и состоянии советского сельского хозяйства рассказывали крестьяне, сумевшие бежать в соседнюю Польшу. Публикации западных газет о голоде в СССР казались жителям этих стран настолько чудовищными, что многие воспринимали эти сообщения как буржуазную пропаганду.
Точное число жертв голода 1932 - 1933 годов до сих пор не опубликовано. В своей книге «Вторая мировая война» У. Черчилль пишет: в разговоре с ним Сталин признал, что в те годы от голода и репрессий погибло свыше 10 млн. человек. Ориентировочное число жертв голода исследователи определяют путем сопоставления результатов переписей населения различных лет. На основе этих данных стали говорить о 4 - 5 млн. погибших на Украине и 1 млн. - в других районах СССР, главным образом - на Северном Кавказе. Нет сомнения, что в архивах сохранились документы, тщательный анализ которых позволит установить точное число жертв великого голода.
Кое-кто, вспоминая о голоде 1932 - 1933 годов, пытается возложить ответственность за это народное горе на евреев. Такой навет вполне соответствует традициям антисемитизма, которые в нынешней России, Украине, других бывших республиках СССР получили новое дыхание.
Голод 1932 - 1933 годов сохранится в памяти народа как величайшее бедствие, порожденное злым умыслом и невежеством кучки авантюристов, которые, обещав людям светлое будущее, создали для них ад на Земле.
Евгений Штокман.
Comments