
"Ибо познал его, чтобы заповедал он сыновьям своим" (Ваера, 18:19)
Рабейну Йосеф Хаим, благословенна память праведника, из Багдада привел такую притчу. История о богатом человеке, чей сын жил за счет своего отца. Когда сын был молодым, пытался отец обучить его специальности ювелира и даже нанял ему специалиста в ювелирном деле, чтобы обучил его. Однако сын учиться отказался, сказав: зачем мне это, для чего я буду зря трудиться, когда нет у меня недостатка ни в чем.
Что сделал отец? Давал ему за каждый час учебы пять золотых. Учился сын, но, закончив учебу, сложил инструменты в угол, и отец не протестовал. Со временем сын обзавелся семьей, и все расходы по ее содержанию были на отце.
Но настал день, и отец умер. Скорбел о нем сын, как полагается по закону, а по окончании дней траура пришел в дом отца вместе со своей женой. Открыл он сейф и выгреб оттуда все содержимое. Серебро и золото, деньги и ценные бумаги, драгоценные камни и жемчуга. Если раньше он жил вольной жизнью, то теперь наступило время изобилия. Он тратил без счета, щедрой рукой, и богатство таяло и уменьшалось, пока он не остался ни с чем. А поскольку привык к жизни богатой, была ему бедность горше всемеро.
Тут он вспомнил о ювелирных инструментах. Извлек он их из угла и стал бить молотком и обрабатывать напильником. И с каждым ударом приговаривал: "Пусть опустятся благословения на голову моего отца, пусть пребудет его душа среди вечно живых. Да будет его покой почетен и память его благословенна".
Удивилась его жена и сказала: "Удивляюсь я тебе! Когда мы открыли сейф и взяли оттуда большое богатство, которое оставил тебе твой отец, я не слышала, чтобы ты благословлял его и восхвалял во весь голос. А сейчас, когда ты каторжно трудишься в поте лица, чтобы заработать немного денег, ты не перестаешь его расхваливать".
Ответил он ей: "Когда я был молодым человеком, хотел мой отец, чтобы научился я этому мастерству и нанял мне специалиста в ювелирном деле, а я отказывался учиться.
Тогда он подкупил меня деньгами, чтобы я согласился учиться, и каждый день я заново удивлялся, зачем нужна ему эта глупость - учить меня мастерству, которое мне никогда не пригодится. И вот сейчас, когда богатство, оставленное мне отцом, потеряно, и я остался ни с чем, есть у меня мастерство, которое я вынужденно приобрел.
Теперь я вижу, что он был большим мудрецом и сделал мне огромное добро, купив мне специальность ювелира. Ведь если бы не она, мы бы умерли, халила, с голоду. Поэтому я восхваляю и благословляю его во весь голос, в противоположность тому, что пренебрегал его желанием обучить меня мастерству, полагая, что это глупость".
И об этом сказал Бар Капара (Трактат Брахот, 63): "Всегда пусть учит человек своего сына чистому и легкому мастерству". Что такое "всегда"? То есть, даже если он большой богач и предполагает, что его сыну никогда не придется трудиться для заработка, пусть учит его мастерству, ведь богатство может кончиться, и сын будет вынужден работать.
А теперь вернемся к нашему вопросу. Святые праотцы были богаты заслугами заповедей и добрых дел, но мы отошли от наследия, оставленного ими, и растратили их, как сказано в Гмаре (Трактат Шабабт, 55): "кончились заслуги праотцов" Но к нашему счастью они научили нас своим путям: "Ибо познал его, чтобы заповедал он сыновьям своим после него, и будут они хранить пути Ашема, творя справедливость и суд".
Мы учимся чудесному мастерству: как идти по пути Творца, соблюдать Его законы, заповеди и уставы. Это мастерство сможет "обеспечить" нас для нашего блага все дни. (Авотейну сипру лану)
Из книги "Лакомства к субботнему столу".
Comments