"И взяла Ривка любимые одежды Эсава, старшего сына своего... и надела на Яакова, младшего сына своего" (Толдот, 27:15) Яаков и Эсав были близнецами. Почему же написанное называет Эсава "старшим братом", а Яакова - "младшим братом"? На этот вопрос мы нашли чудесный ответ раби из Звиеля, благословенна память праведника, ответ поучительный и ободряющий.
Мальчик увидел, что его родители встревожены. Что случилось? Дедушка упал, и его здоровье внушает опасение. На следующий день его состояние ухудшилось, силы покинули его. На третий день у него поднялась температура, и врач был озабочен его здоровьем. На четвертый день дедушка перестал разговаривать, и дома воцарилась подавленная атмосфера.
Вдруг внук начал горько плакать, и в грустной тишине его плач отзывался громким эхом. Испугались за него и спросили: "Что случилось, почему ты плачешь?"
"Как мне не плакать, - ответил мальчик, - я боюсь за жизнь моего маленького братика.
Он тоже падает, когда ходит. И он болеет, у него тоже температура, и он тоже не разговаривает...".
Засмеялись все и поспешили его успокоить: "В этом нет ничего страшного. Маленький ребенок падает, когда ходит, пока не подрастет и не научиться ходить. А если он болен детской болезнью, то выздоровеет и приобретет иммунитет. И не беспокойся, что он пока не говорит, он еще научится говорить".
И в этом разница между гоем - Эсавом - старшим братом, и евреем, Яаковом, "младшим братом".
Эсав - старший, и если появляются у него симптомы болезни, такие, как порочность качеств и дурные дела, нет надежды, что излечится от них. Они приводят его к гибели. Однако Яаков уподоблен младшему брату, и даже если есть в нем недостатки и дурные дела, он вырастет и излечится от них. Преодолеет их и приобретет иммунитет, возвратится к тшуве и исправит свои пути. Приблизится к Творцу и найдет убежище в Его тени.
Позвал праотец Ицхак своего сына Эсава и попросил его заточить нож, как того требует алаха: "заточи свой нож и сделай хорошую шхиту, чтобы я не съел падаль", "поймай мне ничейное, а не краденное". Предостережение за предостережением. И Эсав слушает, и идет "ловить дичь, чтобы принести". Спрашивает Раши: что значит, "чтобы принести"? А то, что если не поймает дичь - принесет краденное.
И наши мудрецы сказали, что была у этого злодея мысль, что если не сможет поймать оленя, принесет отцу мясо собаки. Накормит праведного отца запретной едой. В конце концов, он так и сделал: "Нашел одну собаку, убил ее и приготовил из нее варево" (Таргум Йонатан, 27:31).
Но "Святой, благословен Он, не дает споткнуться праведникам" (Трактат Хулин, 5), и Ицхак съел кошерную еду, приготовленную нашим праотцом Яаковом.
Баалей Тосфот, благословенна память праведников, пишут (Трактат Гитин, 7), что правило "Святой, благословен Он, не дает споткнуться праведникам" действует в особенности в вопросах запрещенной еды.
Почему? Так как нарушение в этом случае - особый позор. Поскольку запрещенная еда духовно нечиста, омерзительна и отупляет душу. Тосфот а-Рош (Трактат Хулин, 5) ссылаются в этом на написанное "Не приключится праведнику никакого греха" (Мишлей, 12:21), гематрия слов "никакого греха" равна гематрии слов "нечистая (духовно) еда".
Наши праотцы и праматери тщательно соблюдали кашрут, духовную чистоту стола. Любой рав мог бы есть с их стола без всякого опасения. Кому пришла бы в голову мысль съесть падаль или трефу, халила, не говоря уже о свином мясе, горе ушам, слышащем это, горе глазам, видящем это.
Но есть хорошие евреи, чудесные, соблюдающие Тору и заповеди, тщательно придерживающиеся кашрута, которым не придет в голову оскверниться некошерным мясом, халила, но готовых "купить порцию" с прилавка, над которым реет вывеска "кошерно".
Они готовы купить в продовольственном магазине продукт, на котором написано "кошерно", зайти в ресторан, не задавая вопроса "кто здесь отвечает за кашрут?"
Деньги свои ему я не доверил бы, а душу - доверю?! И если попался ему какой-то экшер, пусть задумается, надежен ли он? Есть ли для этого экшера достаточно наблюдателей за кашрутом, делают ли они свою работу с верой?
Как-то в средствах массовой информации шел разговор о тайном исчезновении собак в больших городах. Спросили одну из хозяек пропавшей собаки, что она чувствует. "Что вам сказать, - ответила она, - когда я прохожу мимо прилавков с жареным мясом (шварма), то спрашиваю себя, не моя ли там собака"...
Это вводит в дрожь и вызывает размышления. (Мааян ашавуа).
コメント