Эти дни для всех евреев являются особыми днями: только что мы праздновали Пейсах и совсем скоро будет праздник Шавуот. В Пейсах Вс-вышний показал нам чудеса: египтяне получили десять казней, евреи вышли на свободу, раскрылось Красное море. И всё это было сделано для того, чтобы ровно через 49 дней даровать еврейскому народу на горе Синай самое драгоценное, самое святое, что у Творца есть, что сохранял Он для своего народа, - это Тора. Евреи считали эти дни и, ожидая их, духовно очищались, чтобы, наконец, заслужить получение Священного Писания.
Будучи в Египте, евреи опустились почти на самый низкий уровень духовной нечистоты, на 49 ступень. Поэтому наши мудрецы говорят, что евреи эти 49 дней должны нравственно очищать себя, делать тшуву, искренне раскаиваться в своих грехах. Наши мудрецы особо подчёркивают, что сейчас мы считаем омер как праздничные дни, святые дни, очень важные дни. Каждый из этих дней мы должны анализировать, куда мы движемся, что мы делаем, как исправить свои недостатки и улучшить свои качества. Каждый день, работая над собой, мы должны совершенствоваться, поднимать свой духовный уровень, чтобы заслужить получение Торы, чтобы с чистой душой, стоя в синагоге, услышать 10 Заповедей и достойно встретить праздник дарования Торы.
Прискорбно, но именно в дни между Пейсахом и праздником Шавуот еврейский народ потерял 24 тысячи мудрецов, учеников раби Акива. Почему они скончались как раз в этот период? Потому что они не проявляли достаточно уважения друг к другу. Они не убивали, не занимались грабежом, они просто не относились друг к другу с почитанием. И 24 тысячи великих знатоков Торы, каждый из которых мог оживить человека, столь высок был их уровень знаний, скончались. Община осиротела. Главы общин, главы синагог, учителя, мудрецы покинули этот мир. Осталось 24 тысячи женщин, потерявших своих мужей, десятки тысяч сирот, потерявших своих отцов. Это был тяжёлый трагический период в историии еврейского народа.
Общеизвестно, если у вас (не дай Б-г) есть траур по близкому человеку, вы держите его неделю, или месяц, или, может быть, год. Но весь еврейский народ на протяжении уже 2000 лет в дни омера держит траур по умершим мудрецам; вот почему у нас сейчас полутраурные дни. Мы не стрижёмся, не бреемся, не слушаем музыку, не отмечаем радостные события. Мы вспоминаем 24 тысячи учеников раби Акива, которые погибли только из-за того, что не уважали друг друга.
Как же мы должны быть осторожны. К сожалению, мы любим сплетничать, любим судить других. Но кто мы такие, чтобы рассуждать, прав человек или виноват, что правильно и что неверно. Кто мы такие, чтобы судить человека, чтобы распространять сплетни и порождать ненависть. Лашон ара, сплетни, зависть – это всё тяжкие грехи, которые не прощаются. Как же важно в эти дни ещё раз внимательно посмотреть вокруг себя, оценить свои поступки, проследить за своей речью, одуматься, узнать и понять всё, что происходит рядом с нами. И совсем не случайно наши мудрецы постановили в эти дни читать Пиркей Авот – Поучение Отцов. Мы читаем, изучаем наставления наших хахамим, впитываем Б-жественную мудрость и тем самым лучше познаём себя, учимся правильно оценивать свои нравственные качества.
Я вспоминаю интересный случай в Израиле. Как-то один парень, обучавшийся в израильском еврейском университете в Иерусалиме (в светском заведении), начал ходить на лекции по иудаизму, читать священные книги и затем, приняв на себя раскаяние, стал соблюдать мицвот. И ему захотелось всё, что он познал сам, чему он научился передать другим студентам. Это было как раз в период между Пейсах и Шавуот. Сделав афиши, флайерсы, рекламы, он расклеил их по всему университету, приглашая всех студентов прийти на особый урок - Поучение Отцов (Пиркей Авот) -, где будет свободный вход и угощение.
В назначенный день парень пришёл, думая, что зал заполнен, но в зале не было ни одной души, ни одного человека. Никого не заинтересовало Поучение Отцов. Ему стало очень обидно. Но он решил не сдаваться, а пойти другим путём. Молодой человек вновь написал рекламы и афиши, вновь расклеил их по всему университету, но в этот раз пригласил студентов на изучение восточной мудрости.
В назначенный час юноша вошёл в зал, переполненный парнями и девушками. Он раздал им брошюрки для чтения, и студенты начали изучать высказывания философов Востока.
Изучая различные комментарии, все студенты восхищались этим – какая мудрость, как интересно, вот где заложена и мудрость, и духовность.
Так студенты изучают неделю, вторую...
Наступает последний урок на третьей неделе. Наш друг раздает книжечки “Поучение отцов” (“Пиркей Авот”) каждому и говорит: “Давайте сегодня будем читать это”. И студенты начали знакомиться с высказываниями р. Хананья, р. Йегуда. И вдруг они видят, что они изучали все эти недели не Восточную мудрость, а то, что говорят наши мудрецы.
Так молодой человек показал еврейским юношам и девушкам, что основы морали заложены не восточными философами, а выдающимися еврейскими мыслителями всех времен, которые черпали свои познания из неиссякаемого священного источника Вечной Книги, дарованной нам Создателем.
Вся мудрость человеческой жизни, её нравственные критерии даны в нашей Торе и не нужно искать нечто духовное в инородных нам поучениях. Думаю, что особенно важно это понять молодым израильтянам, которые, даже отслужив в армии, растут без еврейской духовности, без Торы.
К несчастью, многие из них, в поисках духовности теряются, попадая во всевозможные секты, поклоняясь чуждым культам, Но они не понимают, что высшую ценность можно найти лишь в Торе. И если бы они только прикоснулись к нашей Священной Книге, начали бы изучать Её, то это заполнило бы всю их нравственную пустоту, обогатило бы их самой высшей духовностью.
Давайте же, наконец, откроем свои глаза, посмотрим на прелесть, на животворную мудрость нашей Торы и наших мудрецов, вернёмся к нашим источникам. И дай Б-г, чтобы мы увидели приход Машиаха.
Амен и Амен!
До новых встреч, друзья,
Рав. Нахум Казиев.
Comments