Месяц Элул – последний месяц года, начинается в понедельник вечером 2 сентября и продолжается 2 дня. В чем его особенность?
Когда 17 таммуза Моше спустился с горы со скрижалями завета, данными Б-гом, в лагере евреев раздавались песни и смех в честь сотворенного людьми золотого тельца.
Моше в гневе бросил и разбил скрижали. Затем, наказав виновных, он вновь поднялся на гору Синай, и сорок дней и ночей молился, прося прощения у Б-га за грех поклонения золотому тельцу.
Б-г смилостивился и сказал Моше: “Вытеши себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них речи, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил”. Он указал Моше на драгоценный камень сапфир и велел вытесать из него две скрижали, поднять их на вершину горы, чтоб написать на них десять повелений, как и на первых скрижалях”.
В начале еврейского месяца Элул Моше взошел на гору Синай в третий раз. В тот день в стане Израиля раздался звук шофара и было возвещено, что Моше поднялся, чтобы получить вторые скрижали, и пусть никто не предается служению идолам, видя, что Моше ушел. Сорок дней, начиная с первого дня месяца Элул, евреи терпеливо ждали Моше и молились об искуплении грехов. Они раскаивались и, преисполненные тшува, смиренно умоляли Б-га о всепрощении.
И сказал Б-г Моше: «Я заключил союз. Перед всем народом твоим сотворю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов, и увидит народ, среди которого ты находишься, что то, что Я сделаю для тебя - потрясает!»
Дни от начала месяца Элул были для Израиля благоприятными, ибо Б-г простил израильтянам грех поклонения тельцу, и дни эти остались благоприятными на века, когда к Б-гу легче приблизиться тем, кто прежде был далек от Него. Наши учителя говорили, что “элул” - это первые буквы слов “ани ледоди ве доди ли”(Я для друга, а друг для меня), а этот месяц в еврейских сердцах пробуждает сокрытое желание возвратиться к Б-гу, а на небесах крепнет желание приблизить к Нему сынов Израиля.
В месяц Элул Б-г слушает и слышит нас. В этот месяц Он пересаживается из кресла строгого судьи в кресло сострадания. В эти дни Б-г переполнен чувством жалости и сострадания ко всем евреям. И мы можем и должны использовать это расположение Б-га.
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых “адвокатов”, которые защитят нас в день Суда, который наступит в Рош-а Шана, заставив замолчать всевозможных “прокуроров”, враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Кто же эти “адвокаты”?
Мишна говорит в трактате Авот: “Каждый, кто совершает одно доброе дело. - приобретает себе одного защитника, а каждый, кто совершает один проступок, - приобретает себе одного обвинителя”.
Отсюда ясно следует, что шансы быть оправданными на суде зависят от того, что перевесит - сумма совершенных нами добрых дел или сумма наших проступков, сумма всего совершенного нами в истекший год или сумма того, что было упущено.
В рамках законов природы невозможно, чтобы за одну ночь было исправлено всё, что сделано плохого за целый год. Совершение настоящей тшувы - дело непростое и включает в себя множество этапов: исправление характера, поведения, совершенствование поступков.
Поэтому мы стремимся пробудить в себе стремление к Тшуве уже в новомесячье Элула, за тридцать дней до Судного дня.
В память о первом шофаре принято трубить в шофар на протяжении всего месяца Элул.
В шофар трубят также для того, чтобы побудить народ к возвращению перед приближающимся Судным днем. Эти звуки подобны вызову на суд. Как земной суд извещает стороны о дне судебного заседания за тридцать дней до него, так за тридцать дней до Новолетия, которое является днем Суда для всего живого, трубят в шофар и призывают людей своевременно возвратиться со своих дурных путей, чтобы каждый задумался о своих делах перед днем Суда.
Послание Шофара, по словам великого Маймонида, сводится к следующему:
«Проснитесь, вы спящие, пробудитесь от сна, и взвесьте ваши поступки; вспомните вашего Создателя и вернитесь к Нему для покаяния. Не будьте теми, кто не считается с реальностью и гонится за тенями и теряет свои годы в поисках напрасных вещей, от которых нет выгоды или освобождения.
Взгляните хорошо в вашу душу и обдумайте хорошо ваши действия; да избавится всякий от плохих поступков и дум и вернется к Б-гу для того, чтобы Г-сподь мог над ним смилостивиться».
Готовясь ко дню Суда, евреи поднимаются по ночам для чтения Слихот (молитв о прощении) и изливают душу перед нашим небесным Отцом, Б-гом. Этот час, до того как мир пробудился и начнет свой новый день, благоприятен для молитвы, ибо тогда Б-г особенно близок к миру Своему.
Весь месяц Элул евреи готовятся к началу года - Рош А-Шана, к дням покаяния и дню Всепрощения - Йом Кипур. Они усиленно изучают Тору, принимают участие в благотворительных делах, отчисляют больше денег на цедака. В эти дни принято навещать могилы близких, особенно могилы великих праведников и законоучителей.
Это время ежегодной проверки тфиллин и мезуз. На Элул в синагогах, после молитвы ежедневно трубят в шофар, напоминание о приближении Рош А-Шана, а утром и вечером читают
27-й псалм Давида, в котором говорится:
“Одного прошу я у Б-га, того только ищу -чтобы пребывать мне в доме Б-га все дни моей жизни, созерцать прелесть Б-га и посещать Его Храм”. Но не всегда легок путь к дому Б-га, потому еврей обращается к Нему:
«Наставь меня, Б-г, на путь Твой и веди меня прямою дорогою, вопреки ненавистникам моим”.
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ЧТЕНИЯ «СЛИХОТ»
Сефардские евреи начинают читать “слихот” в рош-ходеш элул, а ашкеназские - на исходе последней субботы перед Рош-а-Шана (если она предшествует Рош-в-Шана не меньше чем на три дня): в полночь, после окончания субботы, мы собираемся в синагоге, чтобы читать “слихот”.
Слово слихот означает “просьбы о прощении”. Главная часть этих молитв - перечисление 13 образов Б-жественного милосердия, предваряемое воззванием “Б-г, Царь, сидящий на троне милосердия...” или “Ты - долготерпеливый Б-г...” В древности “слихот” не содержали ничего кроме цитат из Танаха, предшествовавших исповеди в грехах. Самая суть “слихот” прекрасно отражается в словах пророка Ирмеягу: “Вставай, взывай по ночам - в начале каждой стражи, как воду изливай сердце свое пред Г-сподом!”
Все “слихот” построены по одному принципу -только гимны и моления каждый день иные. Написаны они великими мудрецами Торы, начиная еще со времен гаонов: известны “слихот”, составленные Йоси бар Йоси, Саадьей-гаоном, рабейну Гершомом (“Светочем изгнания”), Раши, Рашбамом, р. Биньямином бар Зерахом, раби Моше ибн Эзрой...
Время, когда читают “слихот”, - это время от полуночи до рассвета. Есть дни, когда “слихот” принято читать именно ночью, - как было сказано, в первую ночь и в ночь на канун Рош-Гашана (“Вспомни, союз...”), а также те, что читают в одну из ночей между Рош-а-Шана и Йом-Кипуром. В остальные же дни “слихот” читают перед самым рассветом: на молитву “Шахарит” в эти дни приходят намного раньше, чем обычно, и прежде, чем облачиться в “талит” и возложить “тфилин”, читают “слихот”.
Чтение “слихот” начинается одинаково: “Ашрей”, “Хаци-кадиш” и молитва, начинающаяся словами: “Внимающий молитве, к Тебе придет всякая плоть”. Молитва эта представляет собой набор отрывков из Танаха и заканчивается широко известными словами: “Душа - Твоя, а тело - Твое создание, так сжалься же над тем, над кем потрудился! И душа - Твоя, и тело - Твое, так ради имени Твоего, Г-сподь, действуй же!” После каждого песнопения перечисляют 13 образов Б-жсственного милосердия: “Б-г - Б-г могучий, милостивый и милосердный, долготерпеливый...”
Любавичский ребе, р. Йосеф-Ицхак говорил, что двенадцать дней, начинающиеся 18 элуля (день рождения р. Исраэля Баал-Шем-Това и р. Шнеура-Залмана, основателя движения Хабад), соответствуют двенадцати месяцам уходящего года, а потому эти дни - наилучшее время для тшувы. 18-го элуля надо проанализировать свое поведение в прошлом месяце тишрей, 19-го элуля - поведение в месяце хешван и т. д. вплоть до кануна Рош-Ашана. 29-го тишрей следует подвести итог своему поведению в месяце элуль и принять решение, как исправить то, что нуждается в исправлении.
Тот, кто читает слихот без “миньяна”, не имеет права произносить отрывок - “Тринадцати образов Б-жественного милосердия” (Шмот, 34:6,7); кроме того, ему не разрешается читать те пиютим, которые написаны не на иврите, а на арамейском языке.
Заключительная часть “слихот” также каждый день одна и та же и заканчивается она “Полным кадишем”, который произносит хазан. Своим содержанием, своими напевами “слихот” пробуждают в нас сознание принадлежности к тысячелетней традиции народа Израиля и погружают нас в атмосферу приближающихся "Грозных дней”.
В сефардских общинах принято трубить в шофар во время перечисления «тринадцати путей милосердия» при чтении слихот.
В шофар трубят только по утрам, ибо Моше каждый раз поднимался на гору Синай на рассвете.
Нельзя разрешать детям брать шофар, играть с ним, дуть в него и пытаться трубить, ибо такое поведение не соответствует атмосфере, которая должна царить в синагоге.
Начиная со второго дня месяца элул принято произносить слихот в миньяне (сфарадим).
Comments