top of page

ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА



Одна из первых заповедей, что дал нам Б-г - это заповедь о браке: “плодите и размножайтесь”. Поэтому брак рассматривается в единстве, как Б-жественная заповедь, почетный долг и величайшее благо. Напротив: полное отречение от супружества и рождения детей рассматривается еврейской традицией, как нарушение Б-жественной заповеди.


Брак - очень большое и важное понятие для евреев. Когда рождается сын или дочь, по еврейскому обычаю родителям желают, чтобы они удостоились привести новорожденного “к Торе, хупе (свадебный балдахин) и к добрым делам”. Главная забота еврейских родителей - устроить семейную жизнь своих детей.


Каждая еврейская семья подобна царской и, когда молодые стоят под хупой - свадебным балдахином, - это час их коронации, и с этого часа вся их жизнь посвящена строительству семьи, строительству их маленького царства. День, когда заключается брак, подобен дню Йом - Кипур для молодых.


В этот день они раскаиваются в своих грехах и просят Б-га простить их, и Б-г прощает им их грехи, и открывает новую, чистую страницу в книге их жизни. И вот началась церемония бракосочетания. Звучат благословения: одно над вином, ибо это час веселья, а без вина нет веселья; другое - благословение Эйрусин, обручения. Благословение Эйрусин - это хвала и благодарение, которые Израиль воздает Б-гу за то, что Он освятил все стороны жизни своего народа, что он очистил его и отделил от всего запретного, и наполнил святостью все, что Он ему разрешил.


Закончилась свадебная церемония первых благословений, и жених передает кольцо невесте, говоря: “Вот, ты посвящаешься мне этим кольцом согласно вере и закону Моше и Израиля, полученных из уст самого Б-га и скрепленных его печатью; согласно вере и закону Моше и Израиля, которые освящают вечной святостью всех, кто входит в их союз. И я жених, освящаю тебя, мою невесту, и ты посвящаешься мне истинно и навечно”.


С этого момента невеста становится недоступной для всего остального мира, как то, что отдано на нужды святости. И еще, начиная с этого момента и далее, они вступают в новую жизнь, жизнь в святости, и все их отношения регулируются еврейскими законами.


Обручальное кольцо должно быть без камней. Кольцо, вручаемое невесте, нельзя одалживать или брать напрокат, поскольку оно является подарком, а не просто символом свершившегося брака.


Поэтому кольцо должно быть собственностью жениха. Если он хочет использовать для церемонии фамильную драгоценность, он обязан купить такое кольцо у законного владельца или получить его в подарок. После обручения читают ктубу - документ, имеющий юридическую силу, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене, гарантия верности, преданности и надежности.


После окончания церемонии бракосочетания на свадьбе обязаны играть музыка и поются песни - ибо это высшая радость и восхваление Творца, который дал соединиться двум половинам в единое целое, чтобы они смогли исполнить Его волю на Земле.


ДЕНЬ СВАДЬБЫ. ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ



Жених и невеста должны поститься в день свадьбы (а у сефардских евреев постится один жених). Устанавливают свадебный балдахин и совершают обручение только в присутствии десяти взрослых евреев; руководить обручением должен авторитетный раввин, знаток законов, связанных с браком.


Немедленно после окончания бракосочетания жених разбивает стеклянный сосуд, чтобы напомнить о разрушении Храма, потому что память об Иерусалиме должна присутствовать каждый день в нашей радости, и жених произносит: “Если я забуду тебя, Иерусалим - пусть отсохнет правая рука моя!”


Сразу же после свадьбы жених и невеста уединяются в отдельной комнате и проводят там некоторое время одни; этот факт должен быть засвидетельствован достойными свидетелями.


Категорически запрещается мужу находиться со своей женой наедине без ктубы, поэтому необходимо сразу же после написания ктубы положить её в надежное место.


ШЕВА БРАХОТ - СЕМЬ БЛАГОСЛОВЕНИЙ


После свадьбы начинается семь дней пира. Счастлива та пара, которая уже имеет собственное жилище. И как только она получит его, оно наполнится весельем! С момента входа под свадебный балдахин и до конца семи дней пусть жених забудет о своей работе и своих делах!


Молодым незачем больше идти куда-то, чтобы найти радость и удовольствие у других людей, теперь в их доме праздник! Более того; веселье жениха и невесты - это такое богатство, которым можно поделиться и с другими. А во время трапезы, сидя за столом, гости благословляют молодых “семью благословениями”, как тогда, когда они стояли под праздничным балдахином. По сравнению с теми, эти “семь благословений” имеют преимущество: теперь, благословляя молодую пару, прибавляют слова “в Чьей обители праздник” (имея в виду Всевышнего). Этим намекают, что настоящий праздник может быть только в доме.


Обычай, которому следуют другие народы немедленно после свадьбы уезжать из своего дома на месяц в “свадебное путешествие”, обычай не похвальный. Даже в самом приятном путешествии есть привкус скитальчества, изгнания, и нет в нем душевной радости. Разве может быть настоящая радость без настоящего покоя? А разве может быть настоящий покой где-нибудь, кроме дома? Нет веселья нигде, кроме веселья там, где спокойно, и нет покоя, нигде, кроме своего дома.


ОСНОВНОЕ О БРАКЕ:



С какого времени обязанности женитьбы вступают в силу? - Когда человеку исполняется 18 лет. Во всяком случае не следует оттягивать вступление в брак далее, чем до двадцатого года жизни.


Каждый должен стараться взять себе достойную жену из достойной семьи. Есть три характерных признака у народа Израиля: стыдливость, сострадательность и готовность к бескорыстной помощи. А от того, у кого нет этих качеств, следует удаляться. Ради возможности продолжать изучение Торы и ради женитьбы, если нет другого выхода, продают свиток Торы.


Нельзя проводить свадьбу в субботу, в праздник, в холь амоэд, в период общественного траура (как например, в период между праздником Песах и Шавуот, или между 17 тамуза и 9 ава), во время семидневного траура после смерти ближайшего родственника жениха или невесты.


ЗАПРЕЩЕННЫЕ БРАКИ


Связь между евреем (еврейкой) и нееврейкой (неевреем) не признается браком, даже если она скреплена официальным гражданским актом той или иной страны. Человек, состоящий в таком “браке”, считается неженатым. Статус ребенка, рожденного от подобной связи, зависит от того, является ли еврейкой его мать.


Если мать - еврейка, ребенок - еврей (он не считается незаконнорожденным); если мать - нееврейка, ребенок - нееврей. Тора запрещает жениться не только на кровных родственниках - матери, дочери, сестре, внучке, тете (как со стороны матери, так и со стороны отца), но и на бывшей жене или вдове сына, отца, дяди, брата.


К этой категории относятся также кровные родственники жены, то есть ее мать, дочь (от предыдущего брака), сестра (но разрешается заключить брак с сестрой покойной жены).


Запрещено вступать в брак с женщиной, не получившей законный развод по еврейским законам (гет). Ни при каких обстоятельствах вышеназванные связи не могут считаться браком, даже если они “узаконены” каким-либо гражданским актом.


Для прекращения таких связей не требуется гет. Дети, родившиеся в результате подобных связей, являются незаконнорожденными (мамзерим). “Не оскверняйтесь ничем этим... Ибо все эти мерзости делали люди этой земли... Тот, кто совершит какую-нибудь из этих мерзостей, душа его истреблена будет из среды его народа... Соблюдайте же закон Мой и не поступайте по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, чтобы не оскверниться ими” (Вайикра. 18-24.27.29.30).


“И БУДУТ ЕДИНОЙ ПЛОТЬЮ”


Рабби Акива так истолковывает эту заповедь Творца. Приглядимся к тому, как выглядят на священном языке два слова — «муж» (שיא, иш — алеф, йод, шин) и «жена» (השא, иша — алеф, шин, эй). Если из первого забрать букву «йод» (иш), а из второго «эй» (иша), то оставшиеся буквы в обоих словах образуют одно и то же слово эш — алеф, шин (שא, «огонь»).


Это означает, что в каждом мужчине сокрыт «огонь пожирающий», в каждой женщине таится «жгучий огонь», и когда мужчина и женщина соединяются вместе, то соединяются два вида огня, и если за ним не следить как следует и не стеречь его, вмиг вспыхнет страшное пламя, способное опустошить и уничтожить их мир. Если оно, не дай Б-г, уже разгорелось, потушить его нет возможности, ибо «вся жизнь приходит в мир лишь благодаря огню».


С другой стороны, оставить его полыхать тоже невозможно, ибо «все зло приходит в мир лишь от огня». Что же сделал Всевышний? Одну из букв Своего Имени — йод — Он отдал мужчине (и из слова эш — огонь, получилось слово иш — мужчина), а другую букву Своего Имени — эй — Он отдал женщине (и из слова эш — огонь получилось слово иша — женщина). Таким образом огонь, заключенный в мужчине и женщине, остался таким, каким он был — в полной своей силе и мощи, но теперь, когда мужчина и женщина соединяются вместе и буквы Б-жьего Имени вновь соединяются вместе, Шхина покоится между ними.


Всюду, где присутствует Шхина, огонь светит, но не пожирает, греет, но не сжигает. Поэтому, если супруги ведут себя достойно и не заставляют своими поступками Шхину уйти от них, она присутствует между ними, все их дела отмечены благословением, и супруги своими деяниями и тем потомством, что они производят на свет, становятся «партнерами» Всевышнего в деле Творения.


Но если, не дай Б-г, они ведут себя недостойно, то сами прогоняют от себя Шхину (потому что Шхина не присутствует нигде, кроме того места, в котором царит мир), и тогда они лишаются всех творческих, животворящих сил, им не остается ничего, кроме огня, который их сжигает. Еврейский дом — это святилище, в котором присутствует Шхина.


Муж и жена превозмогают в себе «огонь пожирающий и жгучий», заключенный в них, оказывают милость друг другу и всячески стараются друг друга поддерживать, а скрытый в них огонь они раздувают только дозволенным образом: ради исполнения заповеди и продолжения существования мира, воздвигая чистое и святое потомство.


ПРОЦЕДУРА РАЗВОДА


В Талмуде сказано: “Когда человек разводится, даже жертвенник Всевышнего проливает слезы” (Гитин. 906). Иудаизм рассматривает развод как последнее средство, к которому прибегают только тогда, когда все надежды восстановить семейную гармонию потеряны. В этом крайнем случае развод считается меньшим злом, чем продолжающееся сожительство озлобленных друг на друга людей.


Брак, освященный Всевышним, не может быть расторгнут иначе, как в соответствии с заповедями Торы. Гражданский развод не имеет никакой силы перед еврейским законом.


Чтобы развестись, супруги должны обратиться в бейт-дин - раввинский суд.


Хотя бейт-дин не должен давать согласия на развод, не предприняв попыток помирить супругов, хотя по закону взаимное нежелание сторон жить вместе является достаточным основанием для прекращения брака. Если между супругами достигнута договоренность о разделе имущества, вся процедура может занять полтора-два часа, которые необходимы для подготовки документа о разводе.


Текст гета, написанный на иврите, не стандартен и в каждом случае составляется заново.


Причины развода и обвинения, выдвинутые супругами друг против друга, в гете не указываются. Мужу и жене задают ряд стандартных вопросов, чтобы удостовериться, расходятся ли они по доброй воле. Хотя закон предусматривает, что решающей стороной является муж, который “дает гет” жене, нельзя принуждать жену взять гет против ее желания. Судьи в состоянии действовать лишь методами убеждения.


Процедура развода упрощается, если проводится в присутствии и мужа, и жены. С другой стороны, и он, и она вправе назначить доверенное лицо, которое будет представлять их при оформлении развода. После развода женщина имеет право выйти замуж не раньше, чем через девяносто два дня.


Этот порядок установлен для того, чтобы устранить всякие сомнения относительно отцовства ребенка, который может у нее вскоре родиться.

0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page