ЗАКОНЫ ТФИЛИН
1. Мицва тфилин - одна из важнейших; тело еврея, не надевающего тфилин (начиная с тринадцатилетнего возраста), представляет собою материализованный грех в Израиле.
2. Надевающий негодные тфилин не только не исполняет завета: „И повяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими” (Дварим, 6; 8), но также много раз произносит браха зря, что является большим грехом.
3. Нужно стараться приобрести тфилин у опытного и благочестивого писца (софера), а ремни (рецуот) - у благонадежного человека, который изготовил их специально для этой цели из кожи чистого (кошерного) животного.
4. Тфилин состоят из кожаных корпусов (батим) и ремней, окрашенных в черный цвет. В корпусах помещаются свитки из белого пергамента с написанными на них четырьмя главами из Торы: а) „Шма”, б) “Веая им шамоа”, в) “Кадеш ли кол бхор” и г) “Веая ки евиаха” (Дварим, 6:4-9; Дварим, 11: 13-21; Шмот, 13: 1-10 и Шмот, 13: 11-16).
5. Сначала надевают тфилин на руку и произносят браха „...леаниах тфилин”, затем надевают тфилин на голову (в некоторых общинах произносят при этом браха ,,...ал миц-ват тфилин”), как написано в Торе (см. 2).
6. „Леаниях тфилин” произносят перед креплением ремня на плечевой части руки.
7. Тфилин шел яд (наручные) надевают на левую руку. Место расположения корпуса (байт) - на мышце плечевой части руки. Корпус тфилин должен быть слегка сдвинут в сторону тела, так, чтобы при опускании руки он находился против сердца. Корпус тфилин шел рош (для головы) располагается на границе волосистой части головы у лба, так чтобы весь он находился на волосах.
8. Левша надевает тфилин на правую руку.
9. После крепления тфилин шел яд на плечевой части руки нужно обвить ремень (рцуа) семь раз вокруг предплечья, затем надеть тфилин шел рош на голову (строго по линии, проходящей посредине, между глазами), после чего завершают обвивание ремня шел яд, сделав три витка вокруг среднего пальца, а остальную часть ремня обвив вокруг ладони.
10. Между тфилин и телом молящегося не должно быть ничего постороннего, даже самой тонкой ткани и т.п.
11. Между возложением тфилин на руку и на голову не должно быть никакого перерыва, - нельзя ни делать что-либо, ни разговаривать, ни даже произносить амен. В противном случае нужно повторить браха.
12. Надевать тфилин и произносить браха нужно стоя.
13. Надевая тфилин, нужно сосредоточиться на мысли, что Б-г заповедал нам возлагать тфилин с этими четырьмя отрывками из Торы, в которых говорится об абсолютном единстве Б-га и об исходе евреев из Египта, с тем, чтобы мы постоянно помнили о чудесах, совершенных Б-гом ради нас.
14. Тфилин не надевают по субботам и праздникам.
15. Нужно соблюдать святость тфилин: нельзя спать в них или ходить с ними в нечистые места. Поэтому страдающий расстройством желудка и не могущий соблюдать чистоту тела свободен от выполнения заповеди тфилин.
16. Возложение тфилин на руку и на голову составляет две независимые друг от друга заповеди. Невозможность исполнения одной из них не снимает обязанности, выполнять другую.
При наложении тфилин лишь на руку произносят только браха „...леаниах тфилин”; если же надевают только головные тфилин, произносят помимо этой браха еще и браха „...ал мицват тфилин и добавляют слова: Барух шем квод малхуто леолам ваэд (Благословенно имя Его славного царствия во веки веков).
17. Нужно следить, чтобы ремни (рцуот) находились черной стороной наружу. Если у молящегося оказались на руке или на голове ремни перевернутыми черной стороной к руке или к голове, принято поститься или жертвовать цдака.
Если тфилин упали на пол, также постятся; если же они были в этот момент в футляре, то следует жертвовать цдака.
18. Тфилин не следует снимать до прочтения слов кдуша в молитве Ува лцион. В дни, когда читают Тору, тфилин не снимают, пока свиток Торы не будет возвращен на свое место.
19. Тфилин снимают стоя. Сперва сматывают нитки рцуа с пальца, затем снимают тфилин с головы и после этого - с руки.
20. Наши мудрецы ввели обычай целовать тфилин при возложении их и снятии.
ЗАКОНЫ ЦИЦИТ
Завет ношения цицит (кистей на краях одежды) весьма важен”, соблюдающий его удостаивается узреть лик Шехины.
Перед тем, как произносить браха на цицит (при облачении в талит катан - “ ... ал мицват цицит,” а в талит гадол - “... леитатеф б’цицит”), нужно проверить целостность цицит и не перепутаны ли нити.
Во время облачения в талит нужно сосредоточиться на мысли о том, что Б-г дал нам заповедь цицит, чтобы помнить все другие заповеди и исполнять их.
Мицва (заповедь) цицит обязательна к исполнению днем, а не ночью, и касается только мужчин, а не женщин.
Ребенку, умеющему облачаться в Талит и быть опрятным, отец обязан купить арба канфот (талит катан), чтобы приучать его к исполнению этой заповеди.
ТФИЛИН И ГНЕВ
Р. Йехиэль-Михл из Золочева наследовал от отца очень ценные тфиллин. Зажиточные хасиды готовы были заплатить за эти тфиллин крупные суммы денег, но р. Йехиэль, несмотря на свою бедность, даже слушать об этом не хотел.
Жена все время упрашивала его продать тфиллин: “Ведь у тебя есть еще одни, тоже очень хорошие тфиллин, а мы так нуждаемся”. Но ее просьбы не помогали. Однажды, на праздник Суккот, было очень трудно достать этрог. Один человек привез издалека очень красивый этрог, за который просил большие деньги. Не имея другого выхода, р. Йехиэль-Михл продал драгоценные тфиллин и купил этрог.
Радуясь покупке красивого этрога, он рассказал об этом жене. Она рассердилась: “Ты не продал тфиллин, чтобы спасти нашу семью от нужды и голода, а продал за этрог”.
По неосторожности жены этрог упал и стал негодным для исполнения заповеди.
Р. Михл промолвил: “Владыка мира! У меня больше нет тфиллин, нет и этрога. Но гнева у меня тоже не будет, и в моем доме будет царить мир”. Во сне явился ему отец и сказал: “То, что ты не разгневался, оценили в Небесах выше, чем покупку дорогого этрога”.
コメント