top of page

Иегудит (Юдифь)


Юдифь с головой Олоферна. Массимо Станцоне 1640.


Это случилось во время восстания Маккавеев против сирийского гнета, а Иегудит была дочерью Иоханана - первосвященника, родоначальника династии Хашмонеев.


Иудейский город Бетулия был окружен огромной армией Олоферна, могущественного греко-сирийского военачальника. Олоферн был известен своей жестокостью в подавлении восстаний. Теперь его направили подавить восставшую Бетулию, чьи жители отказывались признать сирийского правителя.


Мужчины осажденного города смело и отчаянно боролись против многократно повторяющихся атак неприятельской армии.


Видя, что сходу ему не взять городских укреплений, Олоферн решил покорить город, перекрыв воду и отрезав его от пищевых ресурсов. Голодные и отчаявшиеся горожане собрались на рыночной площади и решили, что лучше умереть от голода и жажды, чем сдаться в плен врагу.


Уззия, командовавший обороной, и старейшины города безуспешно пытались успокоить население. В конце концов, они попросили еще пять дней. Если за это время они ничего не придумают, город будет сдан врагу.


Народ согласился и стал расходиться. Осталась только одна женщина. Она подошла к Уззии и старейшинам, собравшимся уходить, и обратилась к ним со словами: “Почему вы испытываете Б-га, дав Ему только пять дней, чтобы Он помог нам? Если вы действительно верите в Б-га, вы никогда не должны терять веру в Него. Кроме того, вы знаете, что жестокость Олоферна хуже смерти”.


Это была Иегудит, вдова Менаше, всю свою жизнь посвятившего молитвам и милосердию. Иегудит была очень красива, все восхищались ее скромностью и добротой. Слова Иегудит впечатлили Уззию и старейшин. “Мы должны не прекращать молиться и никогда не отчаиваться в надежде на Б-жью помощь, - сказала Иегудит. - Я знаю, что делать. Разрешите мне покинуть город и пойти к Олоферну”.


Уззия и старейшины были шокированы. “Неужели ты хочешь принести в жертву свою жизнь и доброе имя ради попытки смягчить сердце Олоферна?”.


Тогда Иегудит напомнила им историю о том, как жена Хевера смогла с Б-жьей помощью убить жестокого военачальника Сисру.


Иегудит продолжала настаивать, несмотря на попытки Уззии и старейшин переубедить ее. В конце концов, они согласились, и Иегудит со своей служанкой покинула город.


Она была в красивых одеждах, какие не надевала со времени смерти любимого мужа, а ее верная служанка несла на голове корзину с хлебом, сыром и несколькими бутылками старого вина.


К заходу солнца они приблизились к военному лагерю. Они шли до тех пор, пока их не остановила стража, которая спросила, кто они и кем посланы.


“У нас важное сообщение для вашего командующего, бравого Олоферна, - сказала Иегудит.


- Отведите нас немедленно к нему”.


Олоферн был удивлен столь неожиданной и очаровательной гостье.


“Кто ты и зачем пришла сюда?” - спросил он ее.


“Меня зовут Иегудит. Я из Бетулии. Я пришла рассказать тебе, как можно легко захватить город, и прошу, чтобы ты сжалился над его жителями”.


Затем Иегудит рассказала Олоферну о тяжелом положении осажденных, о том, что жизнь в городе для нее стала невыносимой, и она подкупила стражников, чтобы они выпустили ее из города.


Она сказала, что была наслышана о могучем Олоферне и его смелости в бою, и хотела выразить ему свое восхищение. В конце концов, она сообщила, что у отчаявшихся жителей почти не осталось еды, но их вера в Б-га все еще сильна, и пока сильна их вера в Него, город не будет сдан.


“Но, с другой стороны, когда запасы кошерной пищи закончатся, люди начнут есть запрещенную для них пищу, чем разгневают Всевышнего. И тогда город может быть покорен”.


“Но как же я об этом узнаю?” - спросил Олоферн.


“У меня есть одна мысль на этот счет, - ответила Иегудит. - Каждый вечер я буду подходить к городским воротам, и стража будет мне сообщать о том, что происходит в городе, а я, в свою очередь, буду сообщать об этом тебе”.


“Если ты действительно хочешь мне помочь, - сказал Олоферн, - как только город будет взят, ты станешь моей женой”.


Олоферна покорило очарование молодой еврейской вдовы, и он дал указание соорудить возле своего шатра шатер для Иегудит и ее служанки. Он разрешил им свободно передвигаться по лагерю и приказал карать смертью всякого, кто посмеет обидеть этих женщин.


Каждый вечер Иегудит подходила к городской страже и передавала сообщения для Уззии о том, что, слава Б-гу, все продвигается благополучно, а затем незаметно удалялась.

Через несколько дней Олоферн, проводивший все это время в праздности и застольях, велел послать за Иегудит.


“Ну, прекрасная Иегудит, какую информацию ты выведала для меня сегодня? Мои солдаты не могут больше бездельничать. Они хотят захватить город”.


“Ситуация в городе становится все хуже и хуже. Через день или два закончатся запасы кошерной еды, и они начнут есть кошек, собак и мулов, и тогда Б-г отдаст их в твои руки”, - сообщила Иегудит.


“Превосходно! - воскликнул Олоферн. - Это следовало бы отпраздновать. Сегодня ночью я приглашаю тебя быть моей почетной гостьей”.


В ту ночь в шатре у Олоферна были приготовлены изысканнейшие блюда. Но Иегудит сказала, что принесла с собой угощение. Это был козий сыр, известный во всей Бетулии, и крепкое неразбавленное вино. Все было приготовлено специально для этого случая. Она накормила Олоферна сыром, и он начал испытывать сильную жажду, а затем напоила его допьяна вином, после чего тот уснул.


Иегудит, видя спящего Олоферна, произнесла молитву: “Ответь мне, Г-споди, как Ты ответил Яэль, жене Хевера, кейнита, когда Ты отдал свирепого Сисру в ее руки. Дай мне силы, чтобы я принесла освобождение своему народу от этого жестокого человека, желающего уничтожить его”.


С этими словами Иегудит вынула из ножен меч Олоферна и, направив его на шею врага, ударила изо всех сил.


Потом завернула голову полководца в лохмотья и спокойно вернулась к себе в шатер.

“Идем быстрее, чтобы не вызвать подозрений”, - обратилась она к служанке, и женщины двинулись по направлению к городским воротам.


Уззия не мог поверить своим глазам, когда увидел, что пришла Иегудит.


“Не время проигрывать, - сказала она, показав ему голову Олоферна. - Готовь людей для нападения. Лагерь противника не сможет сражаться без командующего”. На рассвете солдаты Олоферна вошли в шатер своего генерала и увидели его обезглавленным.


В страхе они бросились бежать, бросая награбленное. Это была чудесная победа.


Б-гобоязненная и смелая дочь отца Хашмонеев, первосвященника Иоханана, сумела спасти Бетулию и ее жителей от жестоких завоевателей.

13 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page