Вот уже несколько недель мы читаем в Торе о жизни наших праотцов. Причем пишется об этом очень подробно, с любовью к ним. Спрашивается, для чего это сделано так. Но, как мы уже знаем, Тора это не дневник еврейского народа, а в ней приведены те события жизни, которые актуальны для всех последующих поколений.
Как мы помним из предыдущих глав Торы, после того, как Яаков получил благословения первенца от Ицхака вместо Эсава (хотя еще раньше Эсав сам продал первородство Яакову), Эсав вознамерился его убить. А поскольку Ицхак, их отец был еще жив, он решил, что сделает это после его смерти. И когда Ривка, их мать, услышала эти угрозы, она решила, что Яаков должен уйти из дома, к ее родне, в Харан, пока не утихнет гнев брата.
И, вот, вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан. Яаков уходит из родного дома, из Израиля в изгнание - галут, который для него длился 20 лет. И, как всегда была опасность не растеряться, сохраниться. И как это было сделано Яаковом?
Тора рассказывает, что когда Яаков вышел из Беер-Шевы, где он жил и воспитывался, он взял с собой всё своё прошлое, своё воспитание и традиции отцов. И это то, что помогло ему вынести 20 лет галута и не потеряться, не измениться, и в сохранности вернуться домой.
Перед уходом на чужбину Яаков говорит Всевышнему: если 1) Б-г будет всегда со мной и охранит меня в дороге, 2) даст мне хлеб и одежду, 3) поможет вернуться с миром домой и 4) Г-сподь будет моим Б-гом.
Наши мудрецы объясняют:
1. Когда мы находимся на чужбине, надо постоянно просить Всевышнего об особом внимании к нам, а для этого мы должны искать Его, желать Его, ведь Всевышний везде, но Его милосердие проявляется лишь там, где Его ищут и ждут.
2. Когда мы находимся дома, где живем постоянно, то обычно нет проблем с кошерной едой. А когда мы в другой стране путешествуя, или в командировке, то здесь сложнее соблюдать кашрут и поэтому необходимо сделать больше усилий, чтоб не согрешить. И второе, мы просим Всевышнего, чтоб у нас была возможность потреблять пищу, т.е. чтоб мы были здоровы, и имели эту возможность.
Благодаря тому, что мы не поменяли своей одежды, живя в рабстве в Египте сотни лет, Всевышний вызволил нас оттуда. И сейчас, нам очень важно одеваться как евреи, а не стараться копировать окружающих. И тогда мы просим Всевышнего, чтоб Он дал нам одежду и возможность пользоваться ею. Чтоб, не дай Б-г, не были больны, и чтоб одежда не висела в шкафу.
3. Возвращение домой с миром.
Евреи, на протяжении долгих лет галута не забывают откуда они родом, где их настоящая родина. Евреи всегда помнили, всегда верили, что придет время и настанет момент возвращения.
Моя мама, Мазаль Якубова з"л рассказывала такой случай из детства. Её мама проснулась однажды утром и рассказывает, что ей приснился сон, что она находится в Израиле, в Иерусалиме. И это был такой чудесный сон, все было так красиво и солнечно, и вот, рассказывает ее мама, я должна скоро дойти до Котеля, но в это время появилась ты, моя дочь, ухватилась за мой подол, стала плакать, и я проснулась. А было бы так чудесно, хоть во сне увидеть Котель - Стену Плача." И эта надежда всегда находилась в сердцах евреев на чужбине. И так важно не забывать об этом нам.
4. Г-сподь будет нам Б-гом.
Необходимо быть преданным своим, а не чужим духовным ценностям, своим традициям, культуре и еврейскому наследию. А мы, евреи, зачастую становимся более гражданами той страны, чем само местное население. Так, евреи в Германии были более немцы, чем сами немцы. Они прекрасно владели немецким языком, знали немецкую литературу, поэзию, любили все это, любили страну, в которой жили. А кончилось все это большой трагедией.
Все эти четыре вещи Яаков просит не только для себя, но, в основном, для будущих поколений.
Еврейский народ, в том числе мы с вами, находится сейчас в изгнании, галуте, уже 2000 лет. Сказанное в Торе о Яакове, относится и к нам. Зная, кто мы и что мы, кто были наши предки, знания наших обычаев и законов, и следование им, не уходя ни направо, ни налево, - это одно из главных средств сохранения нашего народа, и нас с вами.
В одном из своих выступлений рав Яген з"л рассказал, что ему часто встречаются люди, которые рассказывают ему, какими знаменитыми раббаями, какими верующими были их предки, при этом они сами являются нерелигиозными людьми. Другими словами, они предали забвению все прошлое свое, все заслуги отцов и праотцов, оставшись голыми в духовном плане, без защиты заслуг отцов, без защиты Всевышнего. Это особенно важно для нас сейчас, после трагедии 7 октября. Очень важно понять, что у нас, евреев, нет никакой защиты и помощи, кроме как от Всевышнего.
Дай Б-г, чтоб мы поняли этот мессеч, и чтоб мы цельными вернулись в страну, из которой были изгнаны 2 тысячи лет назад.
Амен и Амен.
С любовью и уважением,
Д-р Мирьям Якубова.
Comentarios