Через десять дней после начала Нового года наступает Судный день. В этот день закрепляется приговор, вынесенный на Рош-а-Шана. И вот Б-г дает нам еще один день на раскаяние, возвращение, молитвы.
МОЛИТВА «ЗАКА»
Почти повсеместно принято перед Кол Нидрей читать эту молитву. Эта молитва посвящена принятию поста и других законов Йом Кипура и необходимости раскаяния. Но самое главное - она приносит взаимное прощение всем, кто нанес ущерб другим людям. Вот в каких словах она говорит о прощении:
“... Поскольку я знаю, что на земле почти нет праведников, которые никогда не согрешили против ближнего своего, нанеся ущерб его достоянию или ему самому - делом или словом, - скорбит мое сердце. Ведь грех, совершенный человеком против ближнего, не искупается и в Йом Кипур, пока он не простит его. Поэтому разбито мое сердце и содрогаются мои кости -ведь в таком случае даже день смерти не приносит искупления.
Поэтому я молю Тебя: сжалься надо мной и даруй мне благоволение, милость и милосердие - Твое и человеческое.
Я же прощаю полным прощением всех, кто согрешил против меня, против моего достояния или против меня самого, или рассказывал обо мне дурное или даже злословил; прощаю всех, кто нанес ущерб мне или моему достоянию; я прощаю полным прощением все проступки одного человека против другого, и да не будет ни один человек наказан из-за меня, И подобно тому, как я прощаю всем без исключения, даруй и мне благоволение в глазах всех людей, дабы они простили меня полным прощением.”
ЙОМ КИПУР
9-го тишрей, до захода солнца, мы собираемся в синагогах и в атмосфере святости и торжественности начинаем читать молитвы Йом-Кипура. Первая из них -”Коль нидрей”. Суть этой молитвы, которую в каждой общине читают на свои традиционные, сохранившиеся с древнейших времен мотивы, - заявление о том, что если мы будем по какой-либо причине вынуждены давать в наступившем году клятвы и заверения, которые не могут быть исполнены, а также подобного рода клятвы и заверения, которые мы дали в прошедшем году, - то они недействительны.
Как известно еврейская религия очень серьезно относится ко всем клятвам, ограничениям, которые мы в тот или иной период берём от себя и если мы их не выполняем по той или иной причине - то это большой, неисправимый грех. Поэтому до Йом Кипура выделяются определённые дни, когда община совершает “атарат недарим”. В это время трое судей из числа уважаемых людей, выслушав прсьбу молящихся об упразднении, аннулировании невыполненных обещаний, клятв, и т.д., удовлетворяют эту просьбу. И тогда Небесный суд также утверждает решение Земного суда. Это очень важная процедура, которую необходимо совершить всем евреям.
Молитва “Коль нидрей” написана на арамейском языке.
Во многих общинах сохранился древний обычай: перед чтением “Коль нидрей” вынимают свиток Торы, вместе с ним обходят вокруг возвышения, на котором читают Тору, и все, кто находится в синагоге, целуют и обнимают свиток, прося прощения за то, что они, может быть, чем-нибудь проявили неуважение к Торе, и обещая впредь строго соблюдать ее законы.
После “Коль нидрей” свитки Торы возвращают на место и молятся “Маарив”, в который включены особые пиюты и “слихот”.
И если мы в этот день искренне раскаиваемся в своих грехах, просим прощения у Б-га, и действительно в чем-то меняемся, то можно быть уверенным, что Б-г видит нас и простит.
Йом Кипур Б-г дает нам по милости своей, и его надо использовать - надо войти в синагогу и, даже если кто-то не умеет молиться по молитвеннику, слушать молитвы, произнесенные хазаном, и отвечать, где положено: «Амен».
Можно обращаться к Б-гу своими словами, на своем языке исповедоваться в совершенных грехах, просить прощения и т.д.. Нужно использовать этот день для общения с Б-гом. Небесные Ворота открыты, и Б-г слышит нас. Не теряйте эту возможность. Используйте ее!
ЗАКОНЫ ЙОМ КИПУР
1. КАПАРОТ
Накануне или утром этого дня делают “капорот” с курицей или деньгами.
2. Йом Кипур - день поста, и поэтому накануне обязаны хорошо покушать.
3. В этот день человек не должен чувствовать себя комфортабельно, поэтому нельзя носить кожаную обувь.
4. Нельзя в этот день умываться, смачиваются только кончики пальцев рук.
5. Нельзя накладывать косметику и делать прически.
6. Нельзя есть и пить, за исключением маленьких детей и серьезно больных.
7. Нельзя иметь физическую близость между супругами.
Существуют грехи между людьми и между человеком и Б-гом.
Грехи между человеком и близкими ему людьми, люди должны разрешить между собой сами. Очень важно помириться между собой и простить друг другу грехи. Это очень сложно, помириться с человеком, который тебя очень обидел, но это очень важно сделать. Если же помириться через посредников легче, то надо использовать их. Человек обязан сделать три попытки примирения. Если вторая сторона отвергнет их, то первая сторона снимает с себя вину, а вторая сторона не должна упрямиться, а должна простить, как бы трудно это не было, ведь это примирение на пользу обоим. В Йом Кипур Б-г может простить грехи, совершенные перед Ним, но он не отпускает грехи, совершенные человеком перед человеком.
Очень важно раскаяться в любом плохом проступке, совершенном сознательно или несознательно. Раскаяние должно быть искренним и полным. Надо помнить, что этот день - особый. И он искупает грехи, если мы полностью раскаиваемся.
В 24 случаях нет прощения раскаявшемуся еврею. Мы приводим 4 тяжелейших случая:
1. Вводящий в грех большое количество людей (путем продажи некошерной пищи, недозволенной литературы и т.д.)
2. Сводящий своего близкого (друга, жену, ученика) с правильного пути на неправильный.
3. Видящий, что сын его уходит в дурную компанию и не остановивший его, а косвенно помогая ему.
4. Прекративший плохие дела и снова вернувшийся к ним.
«НЕИЛА»
Заключительная молитва Йом-Кипур называется “Неила” (досл. “запирание [ворот]”). Ее читают перед заходом солнца, когда “запираются” ворота Небес. В эти минуты в синагогах царит атмосфера душевного подъема и волнения. “Неилу” читают при раскрытых дверцах арон кодеш. Это - последние мгновения, когда человеку дана еще возможность раскаяться прежде, чем будет окончательно “подписана” его судьба на грядущий год.
Молитву читают на традиционный мотив. Ведущий молитву и все молящиеся говорят: “Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается день!” Читать “Неилу” заканчивают с появлением на небе первых звезд. Завершающие ее слова мы повторяем семь раз: “Г-сподь - Он Б-г!” Затем трубят в шофар – знак окончания поста. Все, кто находится в синагоге, желают друг другу: “В будущем году - в Иерусалиме!”
Comments