top of page

Кому и как давать цдаку



РАСКРОЙТЕ ЛАДОНИ


«Если будет у тебя нищий, из братьев твоих, где-либо во вратах твоих, в стране твоей..., то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей.... Но раскрывай ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет» (15:7-8), пишется в Торе.


В этих наставлениях сформулированы главные принципы помощи нуждающимся. Во-первых, указан порядок предпочтения в распределении «цдаки» (обратите внимание: в святом языке «цдака», милостыня, одного корня со словом «цадик», праведник, и «цедек», справедливость). На первом месте – «эвьон», нищий, т.е. предельно бедный человек, остро нуждающийся в поддержке. На втором – «братья твои», т.е. родственники, и чем ближе родство, тем важнее помочь. Следующие на очереди бедные «где-либо во вратах твоих», жители твоего города; за ними следуют те, кто живет «в стране твоей», бедняки Эрец-Исраэль. Им важнее помогать, чем евреям диаспоры.


Далее сказано: «не сжимай руки твоей,...но раскрывай ему руку...».


Сожмите руку в кулак и посмотрите на свои пальцы. Они кажутся почти одинаковой величины. А теперь раскройте ладонь, и вы сразу увидите, какие они разные. Отсюда мудрецы учат, что нет стандартной нормы помощи нуждающимся. Каждый бедняк беден по-своему. Поэтому Тора добавляет: «Давай по мере нужды его». Одному достаточно куска хлеба; другому, если он разорившийся богач, надо, возможно, помочь купить лошадь или нанять слугу. Без них он тяжко страдает (хотя вы не обязаны снова превратить его в богача).


Ведь нищета понятие относительное. В разных странах и обществах выражение «уровень бедности» имеет разный смысл.


Поэтому и сказано: «Не сжимай руки твоей», не уравнивай пальцы, и не уравнивай людей, которые обращаются к тебе за помощью. «Но раскрывай ему руку»: учись видеть свои пальцы – и бедняков – в их истинной пропорции.


ЛУЧШИЙ В МИРЕ ГАРАНТ


«...Раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей» (15:11).


Один античный философ в беседе с раббаном Гамлиэлем задал ему такой вопрос: «Ваша Тора настойчиво велит давать деньги на пожертвования и нуждающимся в долг, не боясь, что это подорвет ваше финансовое благополучие. Но ведь такая боязнь естественна. Как может человек одалживать кому-то деньги и не испытывать при этом беспокойства, что ему не вернут долг и в результате он сам обеднеет?»


Раббан Гамлиэль спросил философа напрямую: «Если вас кто-нибудь попросит одолжить денег, вы дадите»? «Зависит от того, кто попросит, – ответил философ. – Если я не знаю этого человека, то да, я побоюсь дать ему ссуду. А вдруг он не вернет».


«А если у него будут гаранты?», – продолжал допытываться раббан Гамлиэль. «Ну, если они заслуживают доверия, то я, наверное, соглашусь дать в долг».


«Что если гарантом будет сам Император?» «В таком случае я, конечно, буду на сто процентов уверен, что получу обратно свои деньги».


«Выделяя деньги на благотворительность,- пояснил раббан Гамлиэль, – мы как будто одалживаем Императору Вселенной. В нашей книге «Мишлей» (Притчи царя Шломо) сказано: «Тот, кто щедро помогает бедным, фактически дает взаймы Б-гу, и Б-г полностью расплатится с ним».


Всевышний расплачивается с нами в этом мире, гарантируя, что мы получим назад то, что «одолжили» Ему. А в Мире грядущем мы получим полную награду за наш «заем». Никто не может сравниться с Б-гом в надежности. Если Он гарантирует, что вернет нам деньги, есть ли хоть малейшее сомнение в том, что благотворительность окупится сторицей?


Нахум Пурер.

5 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page