top of page

Кончится год и его проклятия



"И придут на тебя все проклятия эти, и настигнут тебя" (Ки таво, 28:15)


Гаон, раби Нисим Акоэн, благословенна память праведника, глава суда в Жербе, не получал деньги от рабанута, а "удовольствовался трудом своих рук". Был он ювелиром, специалистом в своем деле, и Творец послал ему благословение в делах его рук. Когда он зарабатывал столько, что хватало на пропитание, он прекращал работу и усердно занимался Торой. Учился и обучал, судил и наставлял.


Веру свою он приобрел в юности. Работал подмастерьем у Маймона коэна, мастера-ювелира, главы большой семьи, который был очень беден. Маймон обязался платить своему помощнику определенную сумму каждую неделю, когда увидел, что он талантлив, и есть благословение в делах его рук. Уговорил он своего подмастерье не покидать его, однако не было у него никогда лишнего гроша, и так задерживал он зарплату неделя за неделей.


Подумал юноша, "Если потребую свой заработок, он не сможет мне его дать. Зачем мне вводить его в грех удержания платы наемному рабочему. Однако, если оставлю эти деньги накапливаться, конечно не получу ничего. Что же мне делать?"


Думал он, и нашел выход: спрятал в углу магазина, среди хлама, коробку, и время от времени бросал в нее крошечные остатки серебра и золота, не считавшиеся ценностью.


Через два года спросил он хозяина: "Когда ты мне заплатишь?"


Ответил Маймон: "Давай, посчитаем, сколько я тебе должен".


Напомнил ему юноша, сколько недель он работал и сколько хозяин обязался платить ему в неделю. Умножили сумму на количество недель, и в глазах Маймона потемнело.


Всплеснул он руками и запричитал: "Ой, ой, откуда я возьму такую большую сумму?"


Удивился юноша: "Разве ты думал, что я работаю бесплатно?"


Вздохнул Маймон, опустил глаза и ничего не ответил.


Встал юноша и вытащил из хлама тайную коробку. Положил он ее на весы, и глаза Маймона просияли. Положил он на другую чашу гири, и оказалось, что содержимое коробки покрыло долг, даже с излишком.


Обнял Маймон мудрого помощника и сказал: "Благословен ты Ашемом, ведь если бы не твоя идея, не смог бы я тебе заплатить!"


История из жизни. И в книге "Йосеф даат" приведена притча, относящаяся к нашей главе и приближающимся дням суда. Мы стоим и слушаем ужасные слова упреков из недельной главы. Почему постановили мудрецы читать эти упреки перед Рош а-Шана. Учили мы из святой Гмары (Трактат Мегила, 31): "Тана, раби Шимон бен Элазар говорит - Эзра установил для Исраэля читать проклятия перед Рош а-шана... Какая причина? Сказал Абайе: чтобы закончился год и его проклятия".


Объяснение: мы находимся в конце месяца элуль, месяца милосердия и молитв о прощении, месяца подведения итогов. И у каждого, кто будет правдив с собой и счет его будет справедлив, потемнеет в глазах, халила. С таким лицом он собирается предстать перед Творцом? Сколько грехов, халила, злословия, сплетен и других грехов, совершенных в разговоре. И сколько грехов сделано ушами, выслушиванием запрещенных речей. Сколько молитв без сосредоточения, сколько времени отмены Торы. Сколько еды, не в соответствии с законом и не проверенной от насекомых. Ведь все взято в счет, и как мы хотим быть оправданными на суде. "Ни Торы, ни заповедей, которые защитят нас?!"


И тогда, как луч света во тьме, вспомним что есть у нас "сберегательная касса" страданий, упаси Б-г. Все неприятности, которые случились с нами в уходящем году, каждая малая тревога, ранящая и болезненная, обиды и страдания, боль сердца, огорчения, нехватка денег, - все это пойдет на счет. Их вес будет на чаше против наших долгов.


Но мы поднимаем глаза кверху и желаем: "Пусть кончится год и его проклятия". С этого времени мы надеемся, что не понадобятся нам для уравновешивания страдания и неприятности. Потому что надеемся мы улучшиться, добавить заповеди и уменьшить грехи, и потому не будем нуждаться в том, чтобы постановили о нас плохое, и пусть "начнется год и его благословения!" (Мааян ашавуа)


По книге "Лакомства к субботнему столу".

4 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page