(В сокращении)
Последнюю главу читают в праздник Шмини-Ацерет и тут же начинают читать первую главу Пятикнижия. Это событие отмечается радостным празднеством Симхат-Тора. Праздник Шавуот тоже связан с Торой: он отмечается в тот день, когда Тора была дана свыше.
Все время Ангел смерти — он же Сатана — шел на различные ухищрения, чтобы не дать Моше возможности благословить евреев. Поэтому, когда наступил последний день его жизни, Моше схватил Сатану, связал его и бросил у своих ног, чтобы не помешал он и сегодня дать евреям благословение.
Так комментирует талмудический ученый рав Авин первый стих главы ’’Бераха” (Благословение): ’’Вот благословение, которым благословил Моисей... сынов израилевых перед смертью своей”. ’’Перед смертью” означает: перед Ангелом смерти, который лежал связанный у его ног.
Как видно, сильно напугал Моше тогда Сатану. Потому что всегда, когда читается в синагогах глава ’’Бераха”, прекращает нечистый свои обычные козни, перестает на день сеять распри в еврейском народе, оставляет еврея в покое, чтобы мог он поступить так, как велит ему сердце. И поэтому полны в этот день синагоги. Толпами приходят в них евреи, чтобы выслушать благословения Моше.
Прежде чем благословить сынов изралевых, Моше упоминает их заслуги, за которые, считает он, они достойны благословения. ”И сказал: Б-г пришел с Синая, и воссиял из Сеира, и явился с горы Парана...”
Мы знаем, что значит ”пришел с Синая”: у горы Синая евреи получили Б-жественное Учение.
Но почему упоминаются здесь местности Сеир и Паран?
Опять заглянем в талмудические источники. Оказывается, в Сеире тогда находились сыны Эйсава, а в Паране — потомки Ишмаэля. Эйсав, иначе — Эдом, и Ишмаэль (оба, между прочим, происходят от еврейского патриарха Авраама) во все времена были главенствующими среди других народов. Прежде чем дать Тору евреям, Всевышний предложил ее другим народам. ”Что написано в этой Торе?”
— спросил Эйсав, "Написано в ней: не убий”,
— последовал ответ. ”Это не для меня, — сказал Эйсав, — иной жизни, как с помощью меча, я не знаю”. Ишмаэль тоже не пожелал "купить кота в мешке”. А узнав, что в Торе написано: "не укради”, и он тут же отказался от нее. Ну а евреи, те же не спрашивали, что включает в себя Тора. Они были рады приобщиться к Учению уже только потому, что оно дано Б-гом. И это, по мнению Моше, главное достоинство еврейского народа, за которое заслуживает он всех благ мира.
Праздник Симхат-Тора, в который читается глава ’’Бераха”, начинается многолюдным торжеством накануне вечером. Свитки Торы выносятся из священных шкафов, и евреи танцуют с ними, закрытыми. Евреи бережно передают свитки друг другу и благоговейно целуют их. Зная лишь, что это ’’Тора, которую заповедал нам Моисей”, совершенно не вникая в ее содержание. И лишь назавтра стремится каждый из них подняться к раскрытому свитку, чтобы прочесть самому или услышать из уст чтеца содержащиеся в ней благословения, ’’Счастлив ты, Израиль, кто подобен тебе, народ, спасаемый Б-гом".
Рав И. Зильбер.
Беседы о недельных главах Торы.
Comments