Последнюю главу Торы читают в праздник Шмини-Ацерет и тут же начинают читать первую главу Пятикнижия. Это событие отмечается радостным празднеством Симхат-Тора. Праздник Шавуот тоже связан с Торой: он отмечается в тот день, когда Тора была дана свыше.
В этот день потомки Авраама, Ицхака и Яакова получили бесценный вечный дар, превративший их в народ священников, народ Книги. И безусловно, в этот день еврей не может не испытывать великую радость. Но нельзя сравнить радость получения этого дара с радостью обретения его своим собственным трудом, и поэтому в день, когда еврей видит, что, отдавая в течение целого года время и силы изучению Торы, он выучил ее всю, радость его несравненно сильнее.
Мы помним, что когда Моше спустился с горы Синай, получив 10 заповедей, он с ужасом обнаружил, что евреи, не дождавшись его, поддались уговорам вышедших с ними из Египта иноплеменников и отлили золотого тельца.
Так нарушили они Десять заповедей сразу после их получения. И Моше бросил из рук своих скрижали, на которых были записаны попранные заповеди, и разбил их под горою.
Велико было раскаяние народа. Но велик был и грех, совершенный им. Два раза поднимался Моше на Синайскую гору, чтобы упросить Всевышнего простить евреев. Оба раза пробыл он там по 40 дней. Во второй раз поднялся он в первый день элула, а спустился в 10-й день тишрей. В руке держал он новые скрижали, которые заранее вырубил из большого камня, но заповеди на них были начертаны самим Всевышним. Моше нес евреям радостную весть: ’’Простил Я по слову твоему”. С тех пор день десятого тишрей стал днем прощения — Йом-Кипур.
Сравним теперь радость получения Торы в праздник Шавуот с радостью нового приобретения ее после, казалось бы, безвозвратной утери, мучительного раскаяния, долгих дней напряженного выжидания и надежды.
Столь возвышен свет, озаривший еврейский народ в день Йом-Кипур, что лишь через двенадцать дней в праздник Шмини-Ацерет, люди смогли полностью осознать его и излить свое ликование в радостном празднестве Симхат-Тора. А теперь мы сможем лучше понять заключительные слова всего Пятикнижия: ”И не восстал более пророк в Израиле, как Моисей... По всем знамениям и чудесам, которые послал его Б-г совершить в земле Египетской над фараоном, и над всеми рабами его, и над всею землею его. И по всем могучим деяниям и по всему великому чуду, которое произвел Моисей перед глазами всего Израиля”. Чем же, произведенным перед глазами всего Израиля, возвышает Писание Моше? Обратимся к комментарию РАШИ: ’’Это то, что дерзнул он разбить скрижали перед их глазами. И согласился с ним Пресвятой, как сказано: правильно сделал ты, что разбил”.
Только такой мудрый и преданный вождь, как Моше, мог совершить столь неимоверное по своей дерзости деяние. Деяние, единственно способное привести к раскаянию целый народ, заставить его осознать низость принесенных из галута привычек, помочь ему понять свою сущность и назначение и устремиться к выполнению возложенной на него миссии. И только благодаря этому приводящему в трепет деянию евреи смогли заново обрести Тору, обрести, чтобы уже не потерять никогда.
***
Все время Ангел смерти — он же Сатана — шел на различные ухищрения, чтобы не дать Моше возможности благословить евреев. Поэтому, когда наступил последний день его жизни, Моше схватил Сатану, связал его и бросил у своих ног, чтобы не помешал он и сегодня дать евреям благословение.
Так комментирует талмудический ученый рав Авин первый стих главы ’’Бераха” (Благословение) : ’’Вот благословение, которым благословил Моисей... сынов израилевых перед смертью своей”. ’’Перед смертью” означает: перед Ангелом смерти, который лежал связанный у его ног.
Как видно, сильно напугал Моше тогда Сатану. Потому что всегда, когда читается в синагогах глава ’’Бераха”, прекращает нечистый свои обычные козни, перестает на день сеять распри в еврейском народе, оставляет еврея в покое, чтобы мог он поступить так, как велит ему сердце. И поэтому полны в этот день синагоги. Толпами приходят в них евреи, чтобы выслушать благословения Моше.
Прежде чем благословить сынов израилевых, Моше упоминает их заслуги, за которые, считает он, они достойны благословения. ”И сказал: Б-г пришел с Синая, и воссиял из Сеира, и явился с горы Парана...”
Мы знаем, что значит ”пришел с Синая”: у горы Синая евреи получили Б-жественное Учение. Но почему упоминаются здесь местности Сеир и Паран?
Опять заглянем в талмудические источники. Оказывается, в Сеире тогда находились сыны Эйсава, а в Паране — потомки Ишмаэля. Эйсав, иначе — Эдом, и Ишмаэль (оба, между прочим, происходят от еврейского патриарха Авраама) во все времена были главенствующими среди других народов. Прежде чем дать Тору евреям, Всевышний предложил ее другим народам. ”Что написано в этой Торе?” спросил Эйсав, - "Написано в ней: не убий”.
”Это не для меня, — сказал Эйсав, — иной жизни, как с помощью меча, я не знаю”.
Ишмаэль тоже не пожелал "купить кота в мешке”. А узнав, что в Торе написано: "не укради”, и он тут же отказался от нее. Ну, а евреи, те даже не спрашивали, что включает в себя Тора. Они были рады приобщиться к Учению уже только потому, что оно дано Б-гом. И это, по мнению Моше, главное достоинство еврейского народа, за которое заслуживает он всех благ мира.
Праздник Симхат-Тора, в который читается глава ’’Бераха”, начинается многолюдным торжеством накануне вечером. Свитки Торы выносятся из священных шкафов, и евреи танцуют с ними, закрытыми. Евреи бережно передают свитки друг другу и благоговейно целуют их. Зная лишь, что это ’’Тора, которую заповедал нам Моисей”, совершенно не вникая в ее содержание.
И лишь назавтра стремится каждый из них подняться к раскрытому свитку, чтобы прочесть самому или услышать из уст чтеца содержащиеся в ней благословения, ’’Счастлив ты, Израиль, кто подобен тебе, народ, спасаемый Б-гом".
Рав И. Зильбер
"Беседы о недельных главах Торы"
Comments