top of page

К НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ ТОРЫ «БАМИДБАР» – В ПУСТЫНЕ



В талмудических источниках упоминается и другое название четвертой книги Пятикнижия – «Хумаш хапекудим», т. е. «Книга исчислений».


Ему соответствует обычно употребляемое в нееврейской литературе название «Книга чи-сел». Это имя обусловлено тем, что вся пер-вая глава книги и два первых раздела второй посвящены исчислению сынов Израилевых, имевшему место через месяц после сооруже-ния Мишкана (Скинии Завета).


Об исчислении израильтян упоминалось в Торе и раньше в главе «Ки Тиса» книги Исхода. Но исчисление, о котором повествуется в «Книге чисел», отличается от предыдущего главным образом тем, что в нем счет велся «по семействам их, по отчим домам их».


По мнению Мидраша, такой метод пе-ресчета евреев был ответом иноплеменникам.


Мидраш говорит: «Когда евреи получили Тору, народы мира, завидуя им, заявили: Чем евреи лучше других народов? Но Всевышний сказал: принесите-ка вашу родословную, как мои дети приносят».


В те времена среди народов царили моральная распущенность и разврат, не только не порицаемые, но зачастую прямо поощряемые господствовавшим в ту пору язычеством. И только сыны Авраама, Ицхака и Яакова, храня верность традициям своих прародителей, строго охраняли в своей среде святость супружества и гнушались разврата.


Поэтому только израильтянин мог тогда уверенно указать на свою принадлежность к тому или иному отчему роду, и поэтому только израильтяне смогли бы исполнить наказ о пересчете своих рядов «по семействам и по отчим родам».


То, что евреи сохранили в своей сре-де высокую нравственность, будучи по-рабощенными в Египте и находясь под влиянием царивших в Египте нравов, рас-сматривается Мидрашом как наивысшая заслуга, благодаря которой евреи удосто-ились принятия Б-жественного Закона. И этим Мидраш объясняет связь между началом «Книги чисел», повествующим о перечислении евреев по семействам и по отчим родам, и по-следним стихом книги «Ваикра»: «Вот запове-ди, которые заповедовал Б-г Моше для сынов Израилевых на горе Синай».


О КОЛЕНЕ ЛЕВИ И КОАНИМ


Одно из колен Израилевых, колено Леви, было пересчитано отдельно от остальных.


В Мидраше рассказывается, что ангел, вступивший в единоборство с Яковом, возвращавшимся из Месопотамии, предъявил патриарху обвинение в том, что он не выполнил обещания отделить для Б-га десятую часть из всего, что Всевышний даст ему. Этот обет, как рассказывается в главе «Ваейце», патриарх взял на себя, покидая Святую Землю.


Признав правоту ангела, Яаков немедленно отделил десятую часть от своего иму-щества, но ангел настаивал, что обет распространяется и на самый великий дар, которым Б-г одарил его, на детей.


Выбор Яакова пал на третьего сына. Так Леви и все его будущие отпрыски были посвящены Б-гу.


Еще в юности Леви проявил себя как горячий, ревностный поборник нравственности. В тринадцать лет он вместе с братом своим Шимоном предпринял рискованную авантюру, с целью наказать жителей Шхема за поруганную честь своей сестры.


Мидраш рассказывает, что в Египте по-томки Леви избежали порабощения. Они пре-давались служению Всевышнему и свято хра-нили завещанную патриархами веру в Единого Б-га, в которой наставляли и своих братьев из других колен.


Моше-рабейну, отец пророков, как и его брат первосвященник Аарон, были левитами.


Вначале участие в богослужениях было привилегией первородных сыновей. Однако после того, как в стане израильтян был соо-ружен идол золотого тельца, в изготовлении которого не участвовали одни лишь левиты, для совершения службы в Скинии Завета, а после и в Иерусалимском Храме было избра-но колено Леви.


Об этом говорит Всевышний в нынешней недельной главе «Бамидбар». «А Я вот взял Себе левитов из среды сынов Израилевых вместо всякого первородного и будут Моими левиты».


Из среды левитов был выделен род коэ-нов, то есть священнослужителей, ведущий свое начало от первосвященника Аарона. Ко-эны непосредственно участвовали в жертво-приношениях и избирали из своей среды пер-восвященника, который единственный имел право входить в Святая Святых.


Остальные левиты охраняли Храм и участвовали в богослужениях в качестве певчих и музыкантов. Тексты некоторых песнопений, исполнявшихся в Храме левитами, вошли в сборник Псалмов Давида.


По книге

“Беседы на темы недельных глав Торы”.

4 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page