НЕМНОГО О МАГИИ
Мидраш рассказывает, что,когда по велению Моше посох на глазах у фараона превратился в змею, фараон ’’захохотал, закудахтал, как курица”. ’’Вот они, чудеса вашего Б-га, — смеялся он. — Обычно привозят товар туда, где в нем нуждаются. В Акко, богатый рыбой, рыбу не привозят. Разве не знаете вы, что все колдовства — у меня!” Фараон велел позвать малолетних школьников, и те проворно понаделали перед ним змей из палок. Позвал он жену свою, и она без особых трудностей проделала то же. Лишь после этого послал фараон за своими колдунами. Главные из них, Йоханан и Мамрэ, повторили Моше слова своего властителя: ’’Привез ты солому в Афариим, город, в котором солома — на каждом шагу”.
На это Моше ответил, что хороший товар следует привозить как раз туда, где он в изобилии. Ибо только там его смогут оценить по достоинству.
Моше был прав. Уже после третьей казни — нашествия вшей — знаменитые египетские колдуны ’’вышли из соревнования”, признав, что это не обычное колдовство, но ’’перст Б-жий”.
В кабалистической книге ’’Зогар” (т. 1, стр. 56) рассказывается, что, покидая рай, Адам и Хава вынесли с собой всевозможные колдовские науки, различную магическую ’’технологию”, с помощью которой можно было даже влиять на небесные тела, от которых зависит земная жизнь. Но ни Адам, ни его сыновья магией не занимались, пока не родился внук Адама, Энош. Энош и его последователи тщательно изучили все магические науки и стали применять их во зло другим людям. Они смеялись над праведным Ноахом (Ноем), который пытался наставить их на путь добра. Они заявляли, что никакой суд — ни земной, ни небесный — над ними уже не властен. Пока не грянул Потоп...
В послепотопное время центр черной магии оказался в Египте, о чем справедливо говорил фараон и с чем согласился Моше. Вот что читаем мы об этом в Мидраше ”Авот д’рабби Натан” (гл. 28):
’’Нет любви, подобной любви к Торе; нет такой мудрости, как в Стране Израиля; нет краше Иерусалима; нет богаче Мидии, могущественнее Персии; нет развратнее арабов... нет колдовства, подобного колдовству Египта”.
В Талмуде (’’Сангедрин” 676) рассказывается, что р. Зеэйри как-то случилось быть в Александрии египетской. Он купил там осла. Но когда собрался напоить ушастого водой из родника, тот вдруг превратился в доску. Оказалось, что вместо натурального товара рабби продали суррогат — доску, колдовским способом превращенную в осла. При соприкосновении с родниковой водой (воплощение духовной чистоты) колдовство потеряло силу — и доска вернулась в свое первобытное состояние. Возмущенный рабби вернулся к продавцу и стал требовать обратно свои деньги. Продавец невозмутимо ответил: ”Не будь ты р. Зеэйри, не получил бы ты у меня ни копейки. Кто же покупает в Александрии товар и не проверяет его водой на предмет колдовства?”
То, что обычно объединяют под общим определением "магия”, Талмуд и Галаха, разделяют на три четко обособленные категории. Причем разделение это — вопрос жизни и смерти.
’’Есть колдовства, за которые следует побитие камнями; есть такие, которые наказанию не подлежат, однако запрещены; а есть разрешенные. Действительно, совершенное действие подлежит побитию камнями; обман зрения запрещен, но наказанию не подлежит” (’’Сангедрин” 676).
Нас, естественно, в первую очередь интересует, какая магия все же разрешена.
Оказывается, люди, которые занимаются так наз. практической Кабалой (в отличие от теоретической, которую изучают сегодня на многочисленных курсах Кабалы в Израиле и за рубежом) и уже в достаточной степени познали сложный механизм духовных сил, посредством которых Всевышний создал Вселенную, могут известными им способами привести эти силы в движение и совершить чудо.
Наиболее известный пример из этой области — сотворение Голема в Праге во второй половине 16-го века. Голем (в переводе с иврита и идиша — ’’болван”) был сотворен знаменитым философом, раввином и кабалистом, р. Йегудой Ливои (МАХАРАЛ), чтобы с его помощью бороться с кровавыми наветами, которые тогда были весьма распространены. Голем был создан методами практической Кабалы, и при этом кроме р. Йегуды участвовали еще два человека. Один из них, зять рабби, позже написал книгу, описывающую всю короткую жизнь Йоселе-Голема, которого можно в некоторой степени считать прототипом Супермена и других могучих и добрых героев телеэкрана, а также — роботов, вполне реальных героев нашей повседневной жизни.
Пражский Голем обладал богатырской силой, однако не умел говорить. Из понятных соображений он был сделан импотентом. В нем жил дух одного беса, который неоднократно упоминается в Талмуде и который уже тогда не прочь был помочь евреям. (В трактате ’’Песахим” 110а рассказывается, что он поведал р. Папе некоторые бесовские ’’профессиональные секреты”.) Когда волна кровавых наветов стихла и отпала надобность в Големе, он был отведен на чердак старой Пражской синагоги. Там дух покинул его тело, которое осталось лежать куском ничем не примечательной глины;
Там же в трактате ’’Сангедрин” рассказывается, что двое талмудических ученых, раббай Ханина и раббай Ошиа по пятницам изучали ’’законы творения” и между делом у них сотворялся теленок, которого они съедали в субботу.
Ицхак Зильбер.
По книге "Беседы к недельным главам Торы".
Comments