
”...И боролся с ним человек до утренней зари”.
Мы уже упоминали, что это был ангел, покровитель Эйсава. Этимология слова ”Вайавек”, которое здесь переведено нами как ’’боролся”, объясняется двояко.
Так, РАШИ истолковывает его как ’’обнимался”, считая это слово происходящим от арамейского корня ”эвек” — ’’узел”. Другие комментаторы, как, например, Ибн-Эзра, считают его производным от корня ”авак” — пыль, ибо борющиеся на земле поднимают пыль своими ногами. Существует толкование этого места, учитывающее оба объяснения слова ’’вайавек”. Тора говорит о двух различных методах, с помощью которых Эйсав, олицетворяющий врагов еврейского народа, стремится погубить Яакова.
Один намек содержится в слове ”авак” — ’’пыль” — это попытки физического уничтожения еврейского народа, превращения его в пыль.
Другой — (в значении ’’обнимался”) побуждение евреев к ассимиляции. Здесь Эйсав выступает в роли великодушного друга, зовет к себе, обнимает и обещает равноправие. Но объятиям этим верить нельзя, ибо ассимиляция — это уничтожение еврейской души и в конечном счете тоже всенародная гибель.
Но Яаков выстоял и победил в этой борьбе.
Позднее имя ’’Исраэль”, данное Яакову ангелом, покровителем Эйсава, было подтверждено Всевышним. Яаков стал называться Исраэль, а его потомки — ”бней Исраэль” — сыны Израиля.
В дороге Рахель родила Яакову его двенадцатого сына и при родах умерла. РАШИ поясняет, что Рахель не была похоронена в гробнице патриархов в Хевроне, чтобы много лет спустя, когда мимо этого места будут проводить ее сынов, плененных неприятелем и изгнанных со Святой земли, она молилась за них, как сказано у пророка Йеремии:
’’Так сказал Б-г: Голос слышен..., вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих; не хочет утешиться о детях своих, ибо нет их. Так сказал Б-г: удержи голос твой от рыдания, и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой... и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей... и возвратятся сыны к своим границам ”.
После Войны за Независимость 1948 года иудейский Бейт-Лехем, как и многие дорогие сердцу еврея места Святой земли, был оторван от еврейского государства. Лишь после Шестидневной войны евреи опять обрели возможность молиться у святой могилы праматери Рахели.
Рав Ицхак Зильбер.
Commenti