В конце недельной главы Ки Тице сказано: ’’Помни, что сделал тебе Амалек...”
Драматичным было объявление Амалека вечным врагом Израиля. Все, что произошло в тот день, было лишь слабой попыткой воевать против целого народа, шедшего по пустыне.
Проклятие будто бы не соответствует вине Амалека. Бой продолжался всего один день, а память о нем проходит красной нитью через всю историю евреев как народа.
Эта стычка, не имевшая никакого стратегического значения, стала национальной травмой, забыть которую невозможно. Именно этот враг, разбитый в один день, стал для еврейского народа главным врагом.
Всевышний, запретивший евреям ненавидеть египтян, ибо пришельцами были вы на его земле”, заповедал нам ненавидеть Амалека всем сердцем.
Г-сподь, предупредивший евреев не вступать в войну против Эдома, Моава, Мидиана, запретивший беспричинную ненависть к другим народам, Сам объявляет беспощадную бескомпромиссную и вечную войну против Амалека. Однако непонятны также и мотивы, по которым Амалек напал на Израиль. Границы его проходили вдалеке от народа, шедшего по пустыне, вера и религия также не были причиной нападения. И все же он пытался организовать коалицию народов против евреев.
На все эти вопросы есть только один ответ:
Амалека не устраивало само существование еврейского народа. Амалек понимал, что если жив Израиль, то мораль евреев и их вера в единого Б-га распространяются, поэтому вышел он с войной на евреев. Амалек был первым в мире из пытавшихся уничтожить дух, справедливость и мораль.
Нашему поколению было суждено ощутить на себе руку нацистского Амалека. Оно видело, во что превращаются мир и человечество, когда власть захватывают амалеки.
Ужасает общая целенаправленность древнего Амалека и амалеков двадцатого века: вырвать с корнем идеи иудаизма в среде других народов – и для этого уничтожить всех евреев.
Несбыточной мечтой современных амалеков является уничтожение евреев и еврейского духа.
Исход из Египта – это великое чудо – произвел на окружающие народы большое впечатление, внушил им мысль о могуществе Творца. Но, оказывается, не все народы прочувствовали это. И вот что говорится в сегодняшней главе: ’’Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя в пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и не побоялся он Б-га”.
Есть в этом тексте одно слово на иврите – ’’кара” ("встретил ”), которое имеет еще и значение ’’охладил” – ’’кар”. Это дает основание РАШИ прокомментировать этот отрывок в том смысле, что Амалек ’’охладил” другие народы. Все народы трепещут, а Амалеку что до этого. Подумаешь, великое чудо – вышли из Египта. Кто может доказать, что это дело рук Б-жьих? А если так, то нечего их бояться. И нечего бояться Б-га!
Вы уже поняли, что речь идет о черте, свойственной многим людям. Еврейский народ прошел через тысячелетние испытания и выжил! Подумаешь, обычная история.
Это – яд неверия, неумение видеть величественные явления жизни. А отсюда недалеко и до цинизма. Циник смотрит на все холодным оценивающим взглядом: для него нет ничего святого. Это и есть род Амалека, без души и сердца. И,как противоположность этому – еврейский народ, борющийся, переживающий, страдающий.
Известный борец за репатриацию, Иосиф Менделевич писал: ”Мы верили в алию, когда в шестидесятые годы она казалась явлением невероятным. Сколько было попыток охладить наш пыл, кто только ни призывал нас быть реалистами. История, однако, показала на этот раз, что поле битвы осталось за так называемыми ’’нереалистами”, идеалистами, мечтателями, верующими.
И самый страшный враг – это тот, кто охлаждает их пыл ”.
Рав Ицхак Зильбер.
По книге "Беседы о недельных главах Торы".
Comments