top of page

ЛОШАДЬ И ОТРАЖЕНИЕ



"И умножу Мои знамения и Мои чудеса в земле Египта" (Ваэра, 7:3)


История об одном человеке, который пришел к раву, автору книги "Диврей хаим" из Цанза, благословенна память праведника, и пожаловался: был он преуспевающим купцом и его магазин гудел от покупателей. Прибыль текла в изобилии. Но вот явился еврей и открыл напротив такой же магазин. Привез новый, модный товар, снизил цены и перетянул к себе покупателей. С тех пор магазин опустел, и нет у него заработка.


"Хочу я, чтобы раби проклял моего конкурента...", - сказал человек.


"Не дай Б-г", - отпрянул раби, - никогда я не проклинал еврея! Это суровый запрет из Торы".

А человек свое: "Пусть раби проклянет не человека, а его магазин. Чтобы покупатели держались от него подальше, а товар его лежал, как камень, и не было у него оборота".


Улыбнулся раби и сказал: "Вот ты - купец, скажи мне, пожалуйста, где ты покупаешь свой товар?"


Смешался торговец от неожиданного поворота в беседе, но тотчас спохватился и ответил: "такой-то товар - в таком-то месте, другой товар - на ярмарке..."


"А как ты привозишь товар в свой город?" - поинтересовался раби.


Ответил купец: "В телеге, что за вопрос?"


Но раби продолжал расспрашивать: "Ты едешь сам?" "Да", - ответил купец и объяснил, что из-за опасения кражи нужно следить за условиями перевозки.


"И ты сидишь рядом и извозчиком на облучке?" - спросил раби. Купец ответил "да", все больше и больше удивляясь этой странной беседе.


"Что ты делаешь, когда лошадь голодна?" -спросил раби. Объяснил купец, что извозчик берет с собой мешок овса.


"А когда лошадь хочет пить?" продолжал спрашивать раби. Купец ответил, что, когда они едут мимо русла реки, лошадь пьет вдоволь.


"Обратил ли ты при этом внимание на странное явление?" спросил рав. Купец покачал головой. Нет, не заметил ничего странного.


"В самом деле? - удивился раби.


- Неужели ты не обратил внимания на то, что перед тем, как пить, лошадь топчет ногами воду, брыкается, и только после этого пьет?" Сейчас, когда внимание купца привлекли к этому явлению, он вспомнил, что это так. Действительно, странно...


"Ты знаешь почему? - сказал рав. - Сейчас объясню тебе: лошадь наклоняет голову, чтобы пить и видит в воде свое отражение. Поскольку она лошадь, то думает, что в воде находится ее соперница: замышляет нижняя лошадь зло и приближается к ней, чтобы выпить ее воду... Поэтому она топчет воду, брыкается и взбаламучивает воду; и смотри какое чудо: та лошадь исчезает, наверное, испугалась и отступила, и теперь вся вода ее..." Улыбнулся купец, а рав подвел итог: Разумеется, лошадь глупа. Ведь если даже была там соперница, в реке достаточно воды для обеих. И, тем более, что это лишь воображение. И что толку в топтании? Только вода становится грязной."


"Ты знаешь, - закончил рав, - что питание человека отмерено ему в Роша аШана, и не может человек коснуться того, что приготовлено для его товарища, даже на волос" (Трактат Йома, 38). Этот урок мы выучили из египетских казней. Чудесное провидение, когда каждый получил свое: еврей черпал воду, а египтянин - кровь. Меняли стаканы, и их содержимое мгновенно менялось... И объяснено, что египетские казни были "знамениями и чудесами до сего дня" (Ирмияу, 32:20).


Как лягушка знала, куда она должна идти, а куда ей идти запрещено, так знает заработок, куда он послан. И если хотят его увеличить, есть для этого единственный путь - обратиться к Царю мира, питающего весь мир по Своей доброте, щедро и с большим милосердием. (Мааян ашавуа)

0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page