top of page

МЕНОРА НАМЕКАЕТ НА ХОЗЯЙКУ ДОМА



"Когда будешь зажигать светильники" (Беаалотха, 8:2)


Замечательная идея гаона раби Давида Нахмиаса, благословенна память праведника, в его книге "Маханэ Дан": светильники - это стаканчики, в которых масло мудрости и свет Торы.


Но на что намекает сама золотая менора?


Стаканчики намекают на изучение Торы мужчинами, а золотая менора намекает на хозяйку дома, замужнюю женщину, несущую бремя дома и воспитания детей в духе Торы и заповедей. И три основные женские заповеди намекают на "менору", говоря: "зажигание" - это зажигание субботних и праздничных свечей. "Заповедь нида" - это чистота семьи, "начаток теста" - это заповедь отделения халы. И сказала Тора: "К лицевой стороне меноры будут светить эти семь светильников", то есть женщина берет равную долю в изучении Торы ее мужем, и каждый его урок Торы, и возвышение в Торе освещает дом и влияет на женщину взаимным влиянием свечей меноры.


Большой сын был у вдовы Леи. Мог бы помочь ей в заработке, но она предпочла зарабатывать в нужде и стеснении окраской головных платков, шитьем накидок и разными домашним работами, лишь бы ее сын учил Тору.


Тот, кто со временем стал светочем для евреев из восточных стран в Иерушалаиме, гаон раби Эзра Атия, благословенна память праведника, глава ешивы "Порат Йосеф", обязан своим возвышением своей матери-вдове.


В субботнюю ночь после скудной трапезы она чувствовала недельную усталость, наполнявшую все ее тело. Ее опухшие пальцы болели, суставы ныли, тяжелые веки закрывались, но она стояла на страже, так как в субботнюю ночь запрещено учиться при свете керосиновой лампы без "охранника". Это - запрет мудрецов, чтобы из-за погруженности в учебу учащийся не прибавил автоматически огонь лампы. Иногда усталость одолевала ее, глаза закрывались, и голова опускалась. В тот же момент сын прекращал учиться. Запрещено. И она в испуге пробуждалась "Нет, нет, продолжай учиться!" ("Аморе")


Рассказывал сын гаона раби Иеошуа Атия: Помню в детстве, в холодную и дождливую ночь, я проснулся от раскатов грома и сверкания молний. В их свете я увидел как моя мама, мир ей, открывает дверь и выбегает на улицу. Я был потрясен: куда она торопится в темную ночь, когда идет сильный дождь. Я встал и вышел вслед за ней. При свете разрядов молний я увидел, что она снимает постиранное белье... соседки. Только после этого она стала снимать наше белье.


Когда я спросил ее причину этого, она ответила "У нашей соседки есть грудной ребенок, которому постоянно нужно менять одежду, а если надеть на него мокрую одежду, он может заболеть, халила"... (Авотейну сипру лану, "Ладаат хохма умусар").

0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

댓글


bottom of page