Дорогие читатели, предлагаю вашему вниманию очень интересную статью рава Нахума Пурера "Мера за меру".
«КДОШИМ ТИХЬЮ - БУДЬТЕ СВЯТЫ»
Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» — и сообщает заповеди, ведущие к этой цели.
Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных после установленного срока; воровать и грабить; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым — в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; таить зло на ближнего.
Нельзя скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки в стране Израиля; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак скорби и делать татуировки.
Даны также повелевающие заповеди: Б-г призывает евреев «бояться» своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить «ближних» — евреев и «пришельцев» (новообращенных); почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы.
Перечислены наказания за разврат. Евреи должны вести себя «свято» в семейной жизни; им запрещено подражать другим народам — иначе Б-г изгонит их из Эрец-Исраэль. Тора призывает сынов Израиля соблюдать кашрут в еде в знак их отделенности от других народов.
При всем разнообразии заповедей, входящих в этот раздел, их объединяет моральный императив, который наиболее полно выражен во всем известном повелении: «Люби ближнего своего, как самого себя» (19:18).
Что значит любить, как самого себя? Не сказано: «люби больше, чем самого себя», поскольку это просто нереально. Каждому из нас присущ здоровый эгоизм. Но как можно уравнять любовь к себе и ближнему? Частичный ответ мы находим в предыдущем стихе:
«Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего…».
От нас требуется никогда не мстить, даже в мыслях, и не хранить злобы на других евреев. Это трудно, иногда очень трудно. Но это и есть любовь к ближнему. Ведь любимым не мстят, на любимых злобу не держат. (19:18).
Другие комментаторы объясняют: каждый из нас терпит свои недостатки и любит себя, несмотря на ошибки и заблуждения. Точно так же надо терпеть и любить каждого еврея, как бы он ни раздражал нас своими недостатками.
«Люби ближнего своего, как самого себя: Я – Б-г»
Но почему заповедь любви к ближнему подкрепляется, как печатью, константацией очевидного факта «Я - Б-г»? Какая тут связь? В одном из псалмов царя Давида сказано: «Б-г – твоя тень» (Теилим, 121:5). Странная фраза. Логичнее было бы предположить, что все мы находимся в тени Б-га.
Смысл этих слов такой. Подобно тому, как тень повторяет за человеком все его действия, так и Б-г подражает каждому еврею. Б-г общается с человеком так же, как этот человек обращается с другими людьми. Если мы любим даже тех евреев, чьё поведение не дотягивает до нужного уровня, и относимся к ним милосердно и снисходительно, то и Б-г милосерден к нам и любит нас, даже если мы ведём себя порой не так, как Ему хочется.
Рассказывают такую историю. К рабби Зусе из Аннополя, выдающемуся праведнику, часто приезжал один богатый хасид, чтобы передать ему свои квитлах (записки с просьбой о благословении) и деньги. Но однажды этот хасид узнал, что рабби Зуся сам ездит за брахой к своему ребе – Магиду из Межерича. Хасид подумал: зачем обращаться в низшую инстанцию, когда есть праведник более высокого ранга. И он вместо Зуси стал навещать Магида со своими квитлах.
Однако вскоре дела этого хасида пошли вкривь и вкось. Ему изменила удача, и вскоре он разорился. Оказавшись в тяжёлом положении, хасид вернулся к своему прежнему ребе – Зусе, пожаловался ему на судьбу и спросил, почему это произошло. «Пока ты ездил ко мне, - сказал рабби Зуся, - и помогал мне материально, хотя возможно, я и не достоин этой помощи, Б-г помогал тебе, давал тебе удачу в делах, хотя в Его глазах ты, наверное, тоже не вполне заслужил такую поддержку.
Но как только ты решил, что только истинный цадик, такого калибра, как Магид из Межерича, заслуживает твоей помощи, Б-г пришёл к такому же выводу относительно тебя и подыскал другого, более достойного кандидата на Своё милосердие».
Наши мудрецы рассказывают такую историю. Великий каббалист Аризаль жил в Цфате и, конечно, к нему приходило много людей. Все это не нравилось соседям и они постоянно жаловались, вплоть до того, что требовали, чтоб Аризаль уехал из этого места жительства.
Конечно, это было очень неприятно Аризаль и он решил переехать, но до этого он собрал всех соседей и сказал им следующее: "Во мне есть ницацот души Моше рабену, а в вас ницацот души Кораха. По милости своей Всевышний нас собрал вместе, чтоб вы исправились. А вы упустили эту возможность"
Это говорит о том, что в этом мире мы все уже гильгулим, мы уже жили в этом мире, и мы вернулись для исправления и люди, которые вокруг нас, это те, с которыми мы должны были встретиться и закончить Тикун – исправление.
Тора была дана нам, когда мы стояли все вместе, как один народ. И сейчас мы должны приложить все усилия, чтоб быть вместе, быть дружными, чтоб по новому заслужить получение Торы, и приблизиться к Всевышнему.
Нахум Пупер.
Comments