Наши мудрецы, объясняя нам положение евреев в те времена, приводят несколько жизненных примеров.
Один из них – это история Камцы и Бар-Камцы.
Мидраш рассказывает, что разрушение Второго Храма началось следующим образом
Жили в Иерусалиме два человека, одного звали Камца, а другого - Бар-Камца. Однажды некий человек устроил большой пир и пригласил на него знатных людей Иерусалима. В числе приглашенных был добрый друг хозяина - Камца. Однако посыльный, разносивший приглашения, по ошибке пригласил вместо него Бар-Камцу, который, напротив, был врагом хозяина. Когда хозяин увидел сидящего среди гостей Бар-Камцу, он воскликнул:
Кто пригласил тебя? Ты же мой злейший враг! Зачем ты здесь?
- Я получил приглашение. Я уже сижу здесь, - отвечал Бар-Камца. - Позволь мне остаться, и я заплачу за все, что съем и выпью. Не прогоняй меня с позором!
- Не надо мне твоих денег, - сказал хозяин. - Убирайся!
- Я возьму на себя половину твоих расходов за этот пир!
- Нет!
- Я заплачу за весь пир!
Хозяин не согласился.
Бар-Камцу вытолкали из пиршественной залы. И он сказал: “Люди присутствовали на пиру и промолчали. Они даже не пытались протестовать, видя, как со мной обращаются. Стало быть, они были согласны с этим.” И тогда Бар-Камца, решив отомстить за свое унижение, написал римскому императору, что евреи готовятся поднять мятеж против Рима.
Его вызвал к себе римский наместник и спросил:
- Как мне проверить, говоришь ли ты правду?
- Пошли жертву для Храма, - отвечал Бар-Камца. -Увидишь, примут ли они ее. Закон гласит, что если язычник дает жертву для Храма, она может быть принесена.
Римский наместник послал жертву с Бар-Камцой. По дороге Бар-Камца слегка надрезал верхнюю губу животного. Для язычников это не имело значения, но по еврейскому закону животное с таким пороком нельзя приносить в жертву. Когда Бар-Камца принес жертвенное животное мудрецам, они увидели, что жертва с изъяном, и не приняли ее. Узнав об этом, римский император послал своего полководца разрушить Иерусалим.
Обратите внимание, как жестокость, непрощение одного другим привело к таким тяжелым последствиям.
Вторая история звучит так:
Жил плотник, который был мастером своего дела со своей женой. У плотника был подмастерье, ученик. И вот однажды плотнику понадобились деньги и он никак не мог собрать их. И в один прекрасный день его ученик говорит ему: "Я могу одолжить вам эти деньги. Чтоб вас не тревожить, пошлите свою жену за ними ко мне домой." Обрадовался плотник и послал свою жену за деньгами.
Прошел день, другой, а жена не возвращается. Обеспокоенный муж идет к своему ученику домой и говорит, что его жена не вернулась домой. Ученик говорит: "Я слышал, что ребята надругались над ней. И она теперь не может быть твоей женой. Муж в ужасе сказал:" Но я не могу дать ей гет, так как записана большая сумма, а у меня ее нет». "Не волнуйся, отвечает ученик, я могу одолжить тебе".
Прошло какое-то время и плотник слышит, что его ученик женился на его жене?! И мало этого, он стал требовать от мастера двойной долг, а так как у него не было денег, он вынужден был пойти слугой к своему ученику.
И вот описывается такая картина. Ученик со своей женой пируют, а бывший муж подливает им вино и в это время слезы из его глаз падают в бокал с вином.
В это время Всевышний сказал, что накажет это поколение за эти безобразия. Здесь и неблагодарность, и обман, и вероломство, и издевательство, и…., и…..
Еще одну историю описывают наши мудрецы
В Израиле был обычай, когда рождались мальчик или девочка, родители сажали деревья.
Для мальчика - один вид дерева, для девочки - другой. А когда приходило время свадьбы, то использовали эти деревья на строительство хупы. И вот однажды, дочь римского императора ехала в карете, которая сломалась в дороге. Чтобы её починить, слуги стали рубить дерево.
Оказалось, что оно высажено родителем. Прибежал родитель и стал кричать и драться. Ну, естественно, охрана стала избивать еврея. Подоспели друзья отца и разразилась бойня.
Императору доложили, что евреи взбунтовались против него. И тогда римский император пошел войной на евреев.
И, опять, Иудея была под владычеством Рима. Сама дочь императора едет в карете, которая поломалась. Неужели нельзя было промолчать, пережить эту, скажем, небольшую утрату, ради дипломатии, ради мира. Это был только обычай и всё. А к каким последствиям привел этот случай!
Прочитав всё это, мы бы сказали: "Да, жалко, что эти люди так поступили, тогда бы вся история евреев сложилась бы иначе."
Но, если мы посмотрим на нашу жизнь, наши поступки, то увидим, что, к сожалению, мы не изменились. Мы также с легкостью враждуем один с другим, не идем на компромиссы, не идем на примирение, воюем до конца.
Забираем жен у законных мужей, обманываем, хитрим, изворачиваемся, отвечаем неблагодарностью за добро, сделанное нам, подличаем, забыв о порядочности. Не хотим признавать, что есть Хозяин в этом мире, и за все надо будет держать ответ.
Перевод с иврита К. Мазан.
Comments