top of page

Мир начинается с любви



«А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? …любить Его…» (10:12).


Нет ничего опаснее любви. Ни вечерняя программа телевизионных новостей, ни визит налогового инспектора, ни даже теракт на соседней улице не страшат нас так сильно, как любовь. Потому что любовь — это безраздельная оккупация твоей души и твоих чувств. Потому что любовь — это прочная, неразрывная связь с кем-то другим: с женой, семьей,

с Б-гом, наконец. Нет ничего страшнее такой связи, такой зависимости, и… нет ничего важнее.


Любовь — это основа Творения. Б-г создал мир, потому что Он любит нас. Но почему Он любит нас? Просто любит, и все.


У всего в мире есть причина — кроме любви. Любовь и есть сама причина. Она — причина, и она же следствие. Любовь закольцована; любовь — кольцо. Вы любите кого-то, просто потому что любите. Если есть причина для любви, это уже, извините, не любовь. Потому что причина недолговечна; она может исчезнуть, и вместе с ней исчезает и любовь. Значит, это была не любовь, а что-то другое.


В трактате Мишны «Пиркей авот» так и сказано: «Если любовь не бескорыстна, то она иссякает с исчезновением корысти. А не зависящая ни от чего (любовь) — не исчезает никогда…» (5:19).


Здание строят из кирпичей. Когда Б-г строил мир, Он начал с его простейшей неделимой частицы — любви. Любовь неделима; в ней невозможно различить причину и следствие. Любовь — первичный элемент вселенной. Вот почему мир начинается с любви.


Но поскольку мир создавался по Торе, как по чертежу, в ее основе тоже лежит любовь.


Провозглашенная в Торе любовь к Б-гу (как сказано в молитве «Шма, Исраэль»: «И полюбишь ты Г-спода, Б-га своего…») не считается отдельной заповедью. Любовь — корень всех заповедей, их исток, основа Творения.


Тора — это любовное послание Б-га всему человечеству. Через Тору Он связан с нами, а мы — с Ним. Когда мы учим Тору, эта связь действует. Когда мы прекращаем ее изучать, связь прерывается.


«Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Это слова из пылкого монолога юного иешиботника, обращенные к Торе. Нельзя учить Тору урывками, когда есть время, когда тебе удобно. Потому что Тора — это вечная связь. Если мы учим ее от случая к случаю, мы искажаем ее сущность. Ведь Тора — это не знание, а любовь. Любовь, если она настоящая, невозможно произвольно включать и выключать.


Тора — не наука, не учеба. Когда вы учитесь в университете, или на курсах кройки и шитья, у вашей учебы есть свои сроки: изучив науку или ремесло, вы прекращаете учебу. Но у изучения Торы нет сроков, потому что Тора — это сама любовь, на всю жизнь.


НЕБЕСНЫЙ РАРИТЕТ


В приведенном выше стихе 10:12 говорится не только о любви. В полном виде он звучит так: «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Только страха пред Б-гом, идти всеми путями Его, и любить Его, и служить Б-гу всем сердцем твоим и всей душой твоей».


С любовью мы разобрались. А что такое страх перед Б-гом?


Гаон из Вильно объясняет. Раньше у царей было принято хранить в сокровищнице особо редкие, уникальные вещи, какие не купишь у купцов ни за какие деньги.


В Б-жественном депозитарии нет редких вещей, потому что Всевышний не испытывает ни в чем дефицита. Он владеет всем. В Его распоряжении все лучшие черты характера, все достоинства и добродетели. За одним- единственным исключением. Это исключение — страх. В самом деле, зачем Б-гу страх? Кого Он может бояться? Наоборот, страх испытывают к Нему. Мы говорим: «а-коль би-йидей шамаим, хуц ми-ират шамаим» — «Все в руках Неба, кроме страха перед Небом».


Вот почему пророк Иешаягу пришел к однозначному выводу: «Страх пред Б-гом — клад Его» (33:6). Этот страх — единственная драгоценность, которой не хватает в Б-жественной сокровищнице, и поэтому Он так высоко ценит это качество у людей.


Нахум Пурер.

Comments


  • Ohr Natan

«Дружба» © 2025

bottom of page