"И если обеднеет брат твой... и поддержи его" (Беар, 25:35)
"Бесплатных обедов не бывает", и также не бывает их, в принципе не бывает - в Ган Эдене.
Твои дела тебя приближают, и твои дела тебя отдаляют (Трактат Эдуйот, 8:7). У кассы надо платить, заранее. Платить наличными: Торой, заповедями, верой, милосердием, качествами.
Взвешивают все предельно точно и собирают плату.
Бесплатных обедов не бывает. Тот, кто трудился в канун субботы, будет есть в субботу (Трактат Авода зара, 3). Тот, кто исполнял заповеди в этом мире, будет есть плоды своего труда в мире будущем. И по окончании всего - плата, огромное милосердие, которое невозможно вообразить из-за его мощи.
Мы действительно удостоились его своими делами. Но кто мог себе представить, что за самое малое дело мы удостоимся безграничного вознаграждения! "Человек дает полной горстью бедняку в этом мире, а Святой, благословен Он, дает ему Своей полной горстью (как бы полной горстью Творца) благо в будущем мире (Трактат Санедрин, 100).
И Гмара спрашивает, откуда есть у маленького, ограниченного человека силы получить такое большое благо: как бы полную горсть Творца. И отвечает Гмара, что это будет чудом.
Что Творец даст нам особые силы для получения, переваривания такого большого блага.
И об этом сказано: "У Тебя, Ашем, милосердие, ибо Ты заплатишь человеку по делам его" (Теилим, 62:12). И спрашивали наши мудрецы: ведь оплата по делам - это долг, а не милосердие. Но мы понимаем, что плата будет огромным милосердием, в десятки десятков раз больше, чем само деяние, неограниченное милосердие.
Но вместе с тем оно будет пропорционально деянию - ты дал полную горсть - получишь как бы полную горсть Творца.
И все это за одно хорошее дело в жизни.
Ты дал дважды, получишь в два раза больше. Двадцать раз – получишь двадцать горстей, и ты не можешь постичь, что за каждое из них мы нуждаемся в чуде, чтобы переварить, чтобы получить!
Есть ли у нас понятие о вознаграждении, ожидающем нас! Ведь каждая улыбка ближнему - это милосердное деяние, заповедь из Торы. Каждое хорошее слово, каждый комплимент. И то же - дома. И главное - дома! В законах милосердия постановлено, что и ближний - прежде, чем дальний...
Возможно, эти слова вызовут удивление: комплимент дома, улыбка, хорошее слово - это желательно и мило, но разве это считается заповедью? Почему нет.
Написано (Теилим, 106:3): "Счастлив, соблюдающий закон, дающий пожертвование во всякое время" - можно ли давать пожертвование во всякое время?
Комментировали наши мудрецы, благословенна память праведников: это - содержащий своих сыновей и дочерей, когда они малы (Трактат Ктубот, 50).
Почему мы понимаем, что совершать милосердие по отношению к ближнему: улыбнуться ему, сказать хорошее слово, найти для него свободное время и уделить ему внимание - это заповедь, а сделать то же самое дома, для членов семьи - это не заповедь? Наоборот, это еще большая заповедь.
Рассказывал иерусалимский праведник раби Шалом Швадрон, благословенна память праведника: однажды один из моих сыновей заболел. Я пошел с ним в поликлинику. По пути я встретил главу ешивы Слободка, гаона раби Ицхака Айзика Сара, благословенна память праведника.
Спросил он, куда я иду. Я ответил: в поликлинику.
Спросил он: почему?
Я сказал: у ребенка температура. Послушаем, что скажет врач.
Он заключил: корова идет с теленком.
Я удивился, не понял, и он объяснил мне: "И корова беспокоится о теленке. Лошадь беспокоится о жеребенке, кошка - о котенке. Нет никакой заслуги, что отец беспокоится о сыне, в этом случае он - как все животные.
Но еврей должен думать по-другому! Творец благословенный вручил мне душу, и я должен заботиться о ней! Это моя заповедь, моя ответственность, мое предназначение! Это другой взгляд, возвышенный и вознесенный, удостаивающий в жизни будущего мира!
Если вы услышите о еврее, который решил работать сверхурочно, чтобы раздавать больше пожертвований бедным, расширить круг своего милосердия, как вы будете его ценить. Какую плату он получит в верхнем мире - не только за пожертвованные деньги, но и за дополнительные часы работы! А если так, то для каждого отца семейства, работающего сверхурочно, чтобы заработать для семьи больше денег, это тоже заповедь!
Сказал Рамбам (Алахот Подаркибедным, 10:1б): "Дающий пищу своим большим сыновьям и дочерям, которых он не обязан кормить, чтобы обучать сыновей Торе и наставить дочерей на прямой путь - заботится не только о материальном, но главное - о духовном! Это тоже входит в пожертвование.
А самое большое пожертвование, это пожертвование ближнему!" И если он так думает, получит вознаграждение за часы работы как занимающийся делами милосердия!
И подобно этому - взгляд мужа, и взгляд жены: за каждую корзину, которую жена принесла с рынка Кармель, она получит полную корзину благ и благословений, бесконечную корзину высшего изобилия - если она будет думать, что есть здесь милосердие: забота о ближнем, даже если ближний - ее супруг. Даже если он любимый ребенок.
Закончим рассказом, иллюстрирующим эти слова: Хафец Хаим, благословенна память праведника, ехал в повозке со своим зятем, гаоном Менахемом Мендлом Заксом, благословенна память праведника. Когда они добрались до места, хотел Хафец Хаим заплатить извозчику, но зять опередил его. Увидел он огорчение на лице тестя и спросил причину.
Сказал Хафец Хаим: "Жаль, что ты не дал мне заплатить". Удивился зять: "Почему? Мы оба ехали, какая разница, кто платил".
Спросил Хафец Хаим: "Что ты думал, когда платил?"
Удивительный вопрос: "Что значит? Полагается ему, за то, что довез нас"...
"Ты видишь, - сказал Хафец Хаим с болью, - ему полагается, и ты ему дал. Думал ли ты о том, что исполняешь заповедь заплатить наемному рабочему в день окончания работы, и не совершить грех удержания платы до следующего дня. И что ты, давая заработок еврею, исполняешь заповедь "и поддержи его" - для заповедей нужно намерение. Смотри, сколько ты потерял... Жаль, что ты не дал мне заплатить"...
И добавил: есть пословица, что мудрый добывает золото из песка, а глупый превращает золото в песок... Заповедь, исполненная без намерения, превращает золото в песок. И всякое дело, если оно делается для заповеди, превращает песок в золото"... Каждый человек, работающий чтобы обеспечить свою семью, занимается милосердием целый день!
Домохозяйка, наводящая порядок, варящая, пекущая, беспрестанно занята милосердием!
И постановлено в Шульхан арух (Орах хаим, 248:4), что для идущего торговать - закон о нем, как об идущем для исполнения заповеди! Как велика его плата - и если ему известно это, счастлив он, и счастлива его доля. (Мааян ашавуа)
Comentários