Раввин Эли Шошан из Бейтара рассказывает: Я житель Бейтара. К сожалению, один из моих сыновей, Яир, отошел от путей Торы.
К счастью для меня, Яир обладает острым умом, а также является честным человеком по натуре и, в отличие от многих своих друзей, он не обманывает себя, обвиняя меня и членов нашей семьи в своих проблемах. Он знает, что его йецер (а'ра - дурное наклонение) поймал его в свою сеть, и ему трудно его преодолеть. Он уважает своих отца и мать, делится с нами тем, что переживает, а дома изо всех сил старается не причинять нам боли.
Накануне Суккот я спросил Яира, какие у него планы на праздники. Он мне ответил, что в первый праздник он намерен быть с нами дома, а на Симхат-Тору он собирается быть с друзьями на юге... Почему-то мое сердце возмутилось. Несмотря ни на что, Симхат-Тора... мысли сопровождало и плохое предчувствие. Тупое и тяжелое чувство, которое я, честно говоря, не знал, как объяснить.
Я сказал Яиру, что прошу его сделать мне одолжение, умоляю его остаться с нами дома и на праздник Симхат-Тора. Яир не спешил соглашаться. Будет большая тусовка, «что-то международное, вечеринка на природе», это не то, что увидишь каждый день... он не готов пропустить это. Я спросил Яира, что там будет, на этой желанной вечеринке, и он стыдливо объяснил, что принесут огромного золотого тельца "авода зара" (т.е., идолопоклонство) и будут, сильно выпив, вокруг него танцевать и т. д.
Мой желудок перевернулся, когда я услышал о таком «плане» на Симхат-Тора, но я подавил свои чувства и сказал: "Гемара говорит, что для всего, что Тора запрещает, она также разрешает и ее эквивалент: она запрещает есть кровь, но разрешает печень (после соответствующей обработки - СЛ); запрещает есть хелев домашних животных (виды жира), но разрешает хелев диких животных; запрещает свинину, но разрешает мозг шибуты (определённая рыба, засоленный мозг которой по вкусу похож на свинину - СЛ) и так далее.
Давай найдем замену запретным удовольствиям, которые ты ищешь, и найдем способ для тебя насладиться ими в дозволенной форме, здесь, дома. Главное, чтобы тебе не нужно было ехать на эту эпатажную вечеринку на юге...
Яир удивленно посмотрел на меня. А как именно он будет дозволенным образом наслаждаться Симхат-Тора?
Я сказал ему следующее: (Дорогие хабадники, не хватайтесь за сердце и не спешите удалить этот рассказ: автор дальше разъяснит СВОЮ позицию, которая надеюсь, Вас удовлетворит. А я лишь переводчик.- СЛ.)
"Здесь в конце улицы находится большая синагога Хабада. В Симхат-Тора алкоголь там льется рекой, люди пьют и танцуют вволю. Ты учился в литовских ешивах и вырос со мнением, что Хабад — это идолопоклонство, так вот оно. Все вместе; безграничные танцы, алкоголь, как вода, и идолопоклонство... все, что ты хотел, и даже больше..."
Мой долг уточнить, Я НИЧЕГО НЕ ИМЕЮ ПРОТИВ ХАБАДА (выделено мной-СЛ), я просто позаимствовал эту фразу, чтобы убедить Яира.
Яир услышал мои слова, немного подумал, а затем сообщил мне, что готов согласиться на смену программ, но при условии, что ему будет разрешено принять у себя дома друга - того самого друга, с которым он планировал поехать на вечеринку в кибуце Ре'им. Был ли у меня выбор? Я дал свое согласие.
Во второй половине дня в Ошана Раба прибыл дуэт: Яир вместе со своим другом Адамом. Я пригласил их в сукку на праздничный обед, но сказал им, что перед едой они должны произнести благословение на лулав. Даже если они не так осторожны в этом, но я осторожен насчёт девяноста "омен" в день, и мне всё еще не хватает нескольких...
Двое друзей произнесли благословение на лулав, а Адам также "Шехехеяну". Потом они били ошаны (особая мицва в Ошана Раба, но объяснять здесь не буду - СЛ), омыли руки, произнесли благословение "Лешев ба сукка" перед сытным обедом.
После того, как они поели, мы попрощались с суккой, выпили хорошего вина и потанцевали вокруг стола. Атмосфера была очень приятная, Адам держал лулав в руке и танцевал, и танцевал...
Отдохнув, я, как и договаривались, отправил дуэт в синагогу Хабад, куда они прекрасно вписались, и поздно вечером они вернулись домой отдыхать.
Утром в Симхат-Тора мы проснулись вместе со всем Домом Израиля под звуки воющих сирен... Адам был рад возможности включить свой телефон: «Это опасность для жизни!»
Прошло несколько минут. Адам вернулся из спальни, но его вид был странным, а лицо изменило цвет. Внезапно он бросился ко мне и начал обнимать. Мы сначала подумали, что он сошел с ума. Звучит сирена, и он решает, что пора обниматься и целоваться?
Но Адам начал кричать сдавленным голосом: "Проклятая вечеринка! Спасибо! Спасибо! Вы спасли нам жизнь! "Почитающий родителей» Яир спас мою и его жизнь от страшных страданий и ужасной смерти..."
Теперь его танцы уже носили другой характер, речь уже не шла об алкоголе. Адам также стал "звездой" в синагоге, потому что знал новости. На следующее утро в Исру Хаг (с выходом праздника) Адам попросил разрешения надеть тфилин перед тем, как попрощаться с нами. А Яир заявил: "Отец, что бы ни случилось, я остаюсь дома!"
Перевела и комментировала Сара Липпман.
Иерусалим.
Comments