top of page

На горе Синай евреи получили письменную и устную Тору



«Все заповеди, которые были даны Моше на Синае, – были даны ему вместе с пояснениями к ним, как сказано: "...и дам Я тебе скрижали каменные, и Тору, и заповедь..." (Шмот, 24:12). "Тора" – это Письменная Тора, а "заповедь" - это пояснения к ней... "Заповедь" эта и есть Устная Тора».


Эти слова принадлежат Рамбаму (р. Моше бен Маймон, 1138-1204 гг.), одному из величайших еврейских мыслителей. Они содержатся в предисловии к его книге "Мишнэ Тора".


Тора – священная книга еврейского народа – это та основа, на которой зиждется еврейское мировоззрение и весь свод законов иудаизма. Но невозможно понять сказанное в этой книге, не обращаясь к комментариям и разъяснениям наших мудрецов.


Устная Тора является конкретным пояснением Письменной Торы, инструментом ее практического применения в повседневной жизни.


Так, в Торе написано, что в праздник Суккот мы обязаны сидеть в "шалаше". Но что такое "шалаш"? Как он выглядит? Как его строить? Ответы на эти вопросы дает Устная Тора.


И еще один пример. Тора говорит, что в Суккот евреи обязаны исполнять заповедь о "четырех видах растений": "И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного, ветви пальмовые..." (Ваикра, 23:40). Но какое именно дерево Тора называет "деревом великолепным"? Ответ дают наши мудрецы в Устной Торе.


А как понимать запрет Торы: "Не вари козленка в молоке матери его"? Как исполнять повеление Торы о том, что человеку, выбившему глаз другому человеку, тоже следует выбить глаз? Ведь в Торе написано "глаз за глаз"... Нет, пожалуй, ни одной заповеди в Письменной Торе, которая не нуждалась бы в пояснении и толковании.


При этом мы исходим из предпосылки, что традиционные комментарии к Письменной Торе не являются изобретением людей, но были даны Всевышним вместе с нею на горе Синай:


Согласно традиции, Моше передал Тору вместе со всеми комментариями к ней Иегошуа, своему ученику, под руководством которого была завоевана Страна Израиля. Иегошуа передал Тору "старцам" - мудрецам-старейшинам народа, а те передали ее мужам "Великого собрания" (состоявшего из 120 мудрецов законодательного органа, который в начале эпохи Второго Храма принимал государственные установления). И в дальнейшем Тора передавалась из поколения в поколение вождями народа, которые обучали ее законам весь народ.


Комментарии к Торе называются Устной Торой потому, что на протяжении многих столетий их не записывали, а передавали из поколения в поколение устно. Но настал момент, когда возникла необходимость записать законы и толкования Устной Торы – чтобы они не забылись. Так возникла та обширная литература, которая именуется сегодня Устной Торой и основу которой составляют дискуссии многих поколений мудрецов.


РАЗВИТИЕ УСТНОЙ ТОРЫ


Мишна (досл., «повторение») - центральная часть Устной Торы. Мишна написана на иврите и состоит из шести разделов (на иврите шиша сдарим или, сокращенно, шас), каждый из которых охватывает одну из главных областей Галахи (еврейского закона).


Разделы эти называются так: Зраим («семена»), Моэд («праздники»), Нашим («женщины»), Незикин («убытки»), Кодашим («святость»), Таарот («ритуальная чистота»).


Каждый раздел состоит из трактатов (масехтот, ед.ч. масехта), а трактаты, в свою очередь, – из глав (мишнайот, ед.ч. – мишна). Составил и записал Мишну в самом конце II в.н.э. раби Йегуда Ганаси (135-220гг.), которого называют также Раби и Рабейну акадош (т.е. Учитель и Святой наш учитель). Раби Йегуда Ганаси жил в Галилее, где он содействовал восстановлению еврейских поселений – ведь после восстания Бар-Кохбы римляне буквально опустошили этот край.


Гмара (досл., «изучение») представляет собой своего рода стенограмму дискуссий мудрецов (танаев и амораев), обсуждавших содержание Мишны. Кроме того, Гмара содержит различные предания, философские размышления, исторические сведения и сведения из разных областей науки, истории из повседневной жизни, пословицы и поговорки.


Во многих томах Гмары собран огромный материал, создававшийся на протяжении многих веков в Эрец-Исраэль и в Вавилонии. В Гмаре нашел свое отражение широкий спектр еврейской культуры во всех ее аспектах. Неудивительно поэтому, что изучение Гмары стало краеугольным камнем всей духовной жизни еврейского народа на протяжении его многовековой истории.


Гмара и Мишна вместе называются Талмудом. Есть два Талмуда – Вавилонский, составленный в Вавилонии (совр. Ирак) и Иерусалимский, составленный в Стране Израиля. Вавилонский Талмуд восстановил рав Ашей (ум. в 427 г.), который был главой йешивы в вавилонском городе Сура. Окончательную редакцию этого Талмуда осуществил в самом конце V в. Равина, ученик рава Ашей.


Иерусалимский Талмуд был в большей своей части составлен р. Йохананом бен Нафхой (ум. в 279 г. н. э.) в тогдашней главной йешиве Страны Израиля, располагавшейся в городе Тверия.


В Иерусалимском Талмуде 39 трактатов. Вавилонский Талмуд в три раза больше Иерусалимского и композиционно намного более упорядочен. Различаются они также и по языку: Вавилонский Талмуд написан на восточном диалекте арамейского языка, на котором говорили в ту эпоху в Вавилонии, а Иерусалимский - на том, что был распространен в Стране Израиля.

14 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page