"А если пойдете вы наперекор Мне" (Беар, 25:35)
"А если пойдете вы наперекор Мне и не захотите слушать Меня, то поражу Я вас всемеро против грехов ваших", да смилуется Г-сподь. И комментировал Рамбам, благословенна память праведника, в "Йеменском письме": "А если пойдете вы наперекор Мне" - если будете думать, что все приходит к вам случайно, и нет причины бедствий, тогда Я добавлю вам от этого "случая", и умножу вам бедствия.
Из этих слов мы учим, что при каждом преткновении и бедствии, да не придут они к человеку, он обязан пересмотреть свои дела и соотнести их со своими грехами. Как сказали братья Йосефа, найдя деньги в своих сумах: "И обмерло сердце их, и с трепетом говорили друг другу: "Что это содеял Б-г нам?"
Давайте посмотрим, что рассказывает Гмара (Бава Батра, 10): Раби Папа поднялся на лестницу, и под ним сломалась ступенька; он чуть не упал (чуть не упал, но не упал).
Удивился и провел самоанализ: ведь осужденных на побиение камнями вначале сбрасывают с большой высоты. А они оскверняют субботу и поклоняются идолам. И я чуть не упал с большой высоты, неужели сигнализируют мне с Небес, что есть за мной такой же серьезный грех?
Сказал ему раби Хия бар Рав: Может быть, бедняк проходил мимо, а ты не дал ему заработка, а на Небесах относятся к этому очень строго! Отсюда мы учим, что наши учителя в каждом событии видели руку Г-спода и относились ко всякой беде, как к наказанию и знаку, что нужно улучшить свои пути.
Любая беда, любое огорчение посылается сверху: "Не поранит человек пальца внизу, если об этом не провозглашено вверху" (Трактат Хулии,7). В каких случаях обязан человек связать всякое событие с грехом и знаком с Небес? Сказано об этом в Гмаре (Трактат Эрувин, 16): "До каких пор считается страданием?" И объяснял Раши: До предела меры страданий, то есть, страданий, меньше которых нет.
Сказал раби Элиэзер: каждый, кому сшили одежду, а она не подходит ему (не подходит размер, и это для него страдание)...
Больше того сказали, что если хотели налить ему горячего, а налили ему холодного. Или хотели налить холодного, а налили горячего... Или даже вывернулся его халат... или даже сунул руку в карман взять три монеты, а взял только две" И он должен снова сунуть руку в карман и вытащить еще одну монету!
То есть, нет ничего случайного. Любое событие сигнализирует человеку о несовершенстве, о необходимости самоанализа и улучшения пути. Рав, автор книги "Ор ацафун", благословенна память праведника, учил отсюда, что если бы человек был праведным и прямодушным, совершенным в своих путях и честным в своих делах, его жизнь шла бы прямо, без помех! А каждая помеха - это знак. Только так мы сможем понять следующий рассказ о событиях юности поэта от Б-га раби Шалома Шавази, благословенна память праведника.
Раби Шалом Шавази родился в городе Нагад Эль-Валид и возвысился в Торе и богобоязненности. Когда умер его отец, ему было пятнадцать лет, и он взвалил на свои плечи бремя заработка.
С разрешения матери он отправился искать работу. Придя в ближний город Швам, он решил устроиться подмастерьем ткача. Спросил его хозяин: "Сколько лет ты собираешься проработать? Год, два года, три?" Ибо не хотел, чтобы рабочий внезапно оставил работу.
Сказал: "Буду работать у тебя, пока приспособление для вязки не выпадет у меня из рук во время работы".
Засмеялся работодатель и сказал: "У кого оно не падает из рук много раз в день?"
Ответил раби Шалом: "Из моих рук оно без причины не упадет".
Работодатель скептически улыбнулся и согласился испытать его. Начал раби Шалом работать, а приспособление не падает, и работа идет с быстротой молнии, так что не смог хозяин снабдить его нитями. Тогда предложил он ему работу у другого, более зажиточного хозяина, который мог обеспечить его нужным количеством нитей.
Спросил его новый хозяин: "Сколько времени ты думаешь здесь проработать?"
Ответил: "Пока приспособление для вязки не выпадет из моих рук".
Тут вмешался первый хозяин и объяснил, что, в самом деле, у этого рабочего приспособление вообще не падает из рук! Согласился работодатель принять его, и раби Шалом начал работать. Заработанные деньги он отсылал матери.
Проработал он два года, и приспособление ни разу не упало из его рук. Работал он с удивительной быстротой, используя каждое мгновение, и обогатил своего хозяина.
Однажды приспособление выпало у него из рук; он прекратил работу и сказал: "Я ухожу!"
"Куда?" - удивился хозяин.
"К себе в город, Нагад Эль-Валид", - ответил раби Шалом.
Стал уговаривать его хозяин, чтобы подождал, пока приготовят для него припасы в дорогу, ибо тяжко было ему расставаться. Сказал раби Шалом: "Мы ведь условились, и я прошу не задерживать меня. Мое сердце говорит мне, что моя мама умерла, и я спешу похоронить ее".
Еще больше удивился хозяин: ведь путь далек, и надо идти шесть дней! По крайней мере, он даст ему осла. Но от осла раби Шалом отказался и вышел в дорогу. И вот чудо: путь для него сократился, и в тот же день он добрался до своего города. По окончании дней траура он вернулся к своей работе.
Каким же было его упование, что приспособление не выпало из его рук? И как он узнал, что падение указывает на свершившуюся беду? Но мы уже сказали, что ничего не происходит случайно. Любую вещь, любое событие посылают свыше, как знак и намерение. (Мааян ашавуа)
Commentaires