"И испугался Яаков очень" (Ваишлах, 32:7)
Народ Исраэля переживает сейчас нелегкий период, возможно один из самых тяжелых в его истории. Всегда над нами висела угроза нашему существованию, иногда с духовной точки зрения, как например, цдуким во времена Второго Храма, философы золотого века, "просвещение" нового времени. Иногда - с материальной точки зрения: в дни разрушения Храма и восстания, в период преследований и погромов. В нашем поколении эти две угрозы объединились, и обе нависли над нашими головами.
Массовая ассимиляция и смешение культур в ужасающих размерах в диаспоре, удаление от еврейских корней в среде народа, живущего в Ционе, и угроза нашему существованию здесь, когда наши ненавистники вооружаются ракетами, могущими покрыть всю нашу землю, и овладевают атомным оружием. Как не испугаться праотцу Яакову при виде Эсава, шагающего ему навстречу с четырьмястами головорезов, чтобы истреблять, убивать, уничтожать.
Но Яаков знал тайну: не Эсав, а грех умерщвляет. "Боялся, что может быть есть за ним грех": может быть, из-за греха будет дано Эсаву право, халила. Из этого выходит, что надо бояться греха и наказания за него.
Поэтому каждый, кому не безразлична его судьба, судьба его семьи и всех евреев, пусть убоится и добавит исполнения заповедей, чтобы перевесить чашу к добру. Ибо это защита, и нет другой.
Праотец Яаков возвращается в землю своих отцов, чтобы встретиться со своим отцом-праведником, и вот ему сообщают, что Эсав, брат его, идет навстречу, а с ним - четыреста человек. И устрашился праотец Яаков, "И испугался Яаков очень, и тесно стало ему".
Сказал - говорят наши мудрецы, благословенна память праведников, - быть может, стоит за Эсавом заслуга уважения отца и матери и заслуга жизни в Земле Исраэля, которых у меня нет вот уже двадцать два года?
Конечно, Эсав переполнен ужасными грехами, но и я, думает Яаков, не совершенен...
Но разве можно сравнить?
Притча рабейну "Бен Иш Хай", благословенна память праведника, проиллюстрирует различие. История о человеке, посетившего тюрьму и увидевшего там заключенного, которому были созданы хорошие условия. Удивился он, и объяснили ему, что это достойный и честный торговец, запутавшийся в своем бизнесе, и кредиторы предъявили ему иск, чтобы взыскать долги. А он заключен в тюрьму для рассмотрения его дел, а когда судья убедиться, что ему действительно нечем платить, освободит его и объявит о разорении. Тогда разрешат ему восстановить свой бизнес заново.
Услышал посетитель и удивился: неужели это так? Человек одолжил деньги, и нет у него возможности вернуть их, заключается в тюрьму на короткое время, а потом освобождается? Если это так, он сделает то же самое и поживет в свое удовольствие.
Что сделал? Одолжил деньги везде, где можно, накупил товаров в кредит и продал за полцены. Растратил все деньги на шумные пирушки и гулянки, но заботился о том, чтобы за каждую вещь брать квитанцию. Пришли кредиторы и потребовали деньги. Ответил он: "Нет их у меня, я хочу объявить о разорении". Предъявили ему иск. Сказал он судье: "У тебя нет выхода, ты должен освободить меня. Смотри, все деньги я потратил на вечеринки и развлечения, но есть у меня на все квитанции".
Разгневался судья и распорядился дать ему плетей на городской площади и посадить в карцер. Закричал обманщик: "Где справедливость? Ведь того торговца выпустили на свободу".
Ответил ему судья: "Порочный человек! Он запутался не по своей воле. Но ты совершил это дело по своему желанию, задумав поступить так с самого начала". И тот же закон и для Яакова и Эсава: праотец Яаков бежал от Эсава, вынужденно покинув Землю Исраэля и дом родителей. Но злодея Эсава кто заставлял грешить? Получит он наказание полностью.
Отсюда мы учим относительно себя: Иногда из-за работы, трудов для заработка случается нам молиться минху в одиночестве. Не разрешим себе делать так, когда работы будет меньше. Если из-за трудов на неделе мы не можем посвятить время Торе, то когда приходит субботний покой, выполним слова наших мудрецов, благословенна память праведников: "Субботу пусть всю сделает Торой" (Тана бней Элияу раба, 1). И как постановил Маран Бейт Йосеф от имени Иерушалаимского Талмуда (Орах Хаим, 288, Рамо, 290: 2): у занимающихся ремеслом всю неделю больше обязанность учить Тору в субботу (Мааян ашавуа).
По книге "Лакомства к субботнему столу".
Comments