top of page

Она соблюдала Субботу в концлагере



Женщина, отказавшаяся от защитника


«Помни день субботний, чтобы освятить его» (Бешалах, 20:8) Сфорно объясняет: «помни день субботний» означает, что «нужно постоянно помнить день субботний, занимаясь будничными делами...".


Как может человек прийти к тому, чтобы и в будничные помнить субботу? Об этом сказала Тора "чтобы помнить его". Толкование: "предостерегает написанное, что должен человек так устроить свои дела в будничные дни, что сможет отвлечь от них свой ум в субботу».


То есть, чтобы человек не занимал себя чересчур работой, а работал лишь для необходимого. Не как «принято» сегодня, когда люди сходят с ума от своей работы, и весь день ищут, где еще можно заработать, и само собой, когда приходит суббота, трудно им не думать о работе, и в день покоя нет у них покоя.


Заповедь помнить день субботний не означает, разумеется, что это надо делать только в будничные дни. И в саму субботу возложена на нас заповедь помнить и освящать ее. Давайте послушаем, как евреи в прошлом соблюдали эту заповедь.


Эта история, описанная в книге «Иесупар ледор», случилась девятого ава 5704 (1944 г.) года от сотворения в лагере Берген Бельзен. В тот раз все заключенные лагеря получили наказание. В тот день не ели, ни взрослые, ни женщины, ни старики, ни дети.


Причина наказания: немцы обнаружили, что некто сжег матрас, объясняя, что в матрасе было много вшей. С точки зрения немцев это было большим преступлением, поэтому было наложено наказание на всех, находящихся в лагере, от подростка до старика.


И вот, одна из женщин увидела, что если не покормит свою маленькую дочь, ее жизни будет грозить опасность, и решила, несмотря на запрет, сварить ей немного каши без молока.


Варка была без печи, без керосина, только немного соломы и много труда. В последний момент, когда каша была уже готова, поймали ее двое из еврейских охранников и поставили на очередь в суд.


Кроме наказаний, наложенных на несчастных евреев немцами, это делали также назначенные ответственными евреи, которые тоже наказывали провинившихся. Суд этот назывался “внутренний суд”, так проводился он самими евреями, в то время, как немцы стояли в стороне и от откровенного удовольствия потирали руки, глядя, как евреи наказывают своих братьев.


Суд над женщиной был назначен на субботнюю ночь. Обычно, такой суд продолжался долго, и включал в себя предъявителя иска, свидетелей, прокурора, защитника и приговор суда. Все евреи - заключенные лагеря.


Члены семьи сидели и с нетерпением ждали возвращения матери из суда. Они думали, что она придет поздно и были удивлены, увидев ее вскоре после начала субботы.


Действительно, суд над женщиной занял короткое время, так как она отказалась отрицать преувеличенное обвинение, и также отказалась от защитника, который собирался просить о смягчении наказания за “преступление” ‒ варки еды для маленькой девочки.


Поэтому суд на этот раз включал только приговор, лишавший ее еды на два дня.


“Но почему ты не использовала право отрицать хотя бы часть обвинения? - с удивлением спросили ее родственники. - Почему ты не сказала, что жизнь твоей маленькой дочери была в опасности, и потому ты варила?”


Ответила мама родственникам: «Кроме обвинителя и защитника, там сидел еще еврей, который вел протокол. И каждое сказанное мною слово он записывал, нарушая субботу. Поэтому я предпочла молчать».


Лучше было ей голодать два дня, чем вынудить еврея нарушить Субботу. (Бархи нафши)

5 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page