В воскресенье 27 июня 1976г. самолет французской авиакомпании «Эр Франс», выполнявший обычный рейс по маршруту Тель-Авив–Париж, был захвачен четырьмя вооруженными террористами (два немца и два араба), членами организации "Народный фронт освобождения Палестины", которой руководил Дж. Хабаш. В момент вылета из Тель-Авива на борту самолета находилось более двухсот пассажиров, в том числе 83 израильтянина.
Террористы проникли на борт самолета в Афинах, где он совершал промежуточную посадку.
В афинском аэропорту в это время проходила забастовка наземного персонала, благодаря чему террористов практически никто не досматривал. По их приказу самолет приземлился в аэропорту ливийского города Бенгази, после дозаправки горючим поднялся в воздух и совершил посадку в аэропорту Энтеббе. Пассажиры и команда самолета, которая отказалась оставить заложников, были размещены в старом здании аэропорта.
В Уганде к похитителям присоединился еще ряд палестинских террористов. Террористы несли внутреннюю охрану в здании с заложниками, а угандийские солдаты охраняли его снаружи, отойдя от старого здания аэропорта на 50 м. Диктатор Уганды Иди Амин тесно сотрудничал с террористами и, неоднократно выступая перед заложниками, говорил, что их судьба в руках правительства Израиля, которое должно принять все требования похитителей. Во вторник 29 июня были освобождены 47 пассажиров, в основном пожилые женщины, дети и больные.
В тот же день террористы предъявили ультиматум, в котором требовали освободить террористов, находившихся в заключении: 40 – в тюрьмах Израиля, шестерых – в Западной Германии, пятерых – в Кении, одного – во Франции. Террористы угрожали, что если в четверг 1 июля к 14 часам по угандийскому времени заключенные не будут освобождены, то все заложники будут убиты, а самолет взорван. Затем срок ультиматума был продлен еще на 24 часа.
Вечером 29 июня пассажиры с израильскими паспортами (83 человека) были отделены от других пассажиров, причем этой операцией руководили террористы-немцы. 30 июня остальные пассажиры (101 человек), в большинстве евреи (но без израильских паспортов), были освобождены. Французский экипаж самолета во главе с капитаном М. Бакю остался с заложниками.
1 июля израильское правительство объявило, что оно принимает все требования террористов и просит Францию быть посредником в переговорах об освобождении заложников. Не прекращая дипломатических контактов, израильское правительство поручило военным разработать план операции по спасению заложников.
С военной точки зрения такая операция не имела прецедентов в истории. Израильские самолеты должны были пролететь около четырех тысяч километров, их могли обнаружить советские радары. Нужно было досконально знать план аэропорта, расположение всех постов охраны и угандийских войск, которые могли прийти на помощь террористам. Было необходимо найти страну, власти которой разрешили бы израильским самолетам заправиться горючим.
Израильтяне договорились с властями Кении о разрешении дозаправиться в аэропорту Найроби. Агенты израильской разведки Мосад представили подробный план здания, где содержатся заложники, расположения охраны, истребителей (системы МиГ) и радарных установок. Израильские военные специалисты, которые в конце 1960-х – первой половине 1970-х гг. были военными советниками в армии Уганды, хорошо знали аэропорт Энтеббе. Генерал Б. Пелед сообщил Э. Бараку: «У нас есть пилоты, которые уже летали в Энтеббе и знают тамошнее летное поле как свои пять пальцев».
В операции должны были участвовать подразделение особого назначения Генерального штаба, бойцы бригады «Гивати», 35-й десантной бригады, специальное подразделение военно-воздушных сил. На одной из авиабаз в Израиле был выстроен макет аэропорта Энтеббе, который штурмовали участники операции. 4 июля пять самолетов «Геркулес-130» вместе с сопровождавшими их истребителями поднялись в воздух и взяли курс на Энтеббе.
В военной и дипломатической подготовке операции активно участвовали премьер-министр Израиля И. Рабин и министр обороны Ш. Перес. Окончательное разрешение правительства на проведение операции было получено через 15 минут после взлета. Ранее, в Найроби приземлились два самолета «Боинг», на борту одного из них был размещен полевой госпиталь. Предполагалось, что в бою может погибнуть около 35 израильтян. Израильскими войсками, высадившимися в Энтеббе, командовал Д. Шомрон. Атакующим был дан приказ открывать по угандийским солдатам только ответный огонь.
ПЛАН ОПЕРАЦИИ
Йони Нетаниягу
Отряд под командованием Й. Нетаниягу, состоявший из бойцов подразделения особого назначения Генерального штаба, штурмовал здание терминала, где находились заложники. Немецкие террористы, охранявшие здание снаружи, были сняты без шума. Ворвавшись в здание, солдаты кричали заложникам: «Лечь на пол!» – чтобы максимально сократить число жертв. Несколько террористов успели открыть огонь, но были тут же убиты.
Перестрелка продолжалась 1 минуту 45 секунд. В ходе ее погибли двое заложников, а огнем с охранной вышки был смертельно ранен Йонатан Нетанияху.
Другие подразделения израильской армии также успешно выполнили свою задачу. Специальный отряд ВВС взорвал МиГи и радарные установки. Подразделение бригады «Гивати», блокировавшее аэропорт снаружи, уничтожило бойцов угандийского отряда, пытавшегося прорваться к аэропорту. Во время боя было ранено девять израильтян (четверо военных и пять гражданских лиц). Одна из заложниц, Дора Блох, помещенная ранее в больницу с тяжелым пищевым отравлением, после освобождения заложников была жестоко убита.
Первый самолет с освобожденными заложниками вылетел в Израиль через 53 минуты после приземления и начала операции. Прилетевших восторженно приветствовали в аэропорту Лод многочисленные встречающие, среди которых были представители правительства и лидер оппозиции Менахем Бегин.
Большинство стран свободного мира приветствовало Израиль за выдающийся успех в борьбе с международным терроризмом. Президент США Дж. Форд поздравил Израиль с завершением беспрецедентной военной операции, однако операцию Энтеббе осудили в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Представители Советского Союза и арабских государств обвиняли Израиль в «вопиющем нарушении суверенитета Уганды».
То, что происходило между 23:18 и 23:51 в аэропорту Энтеббе, вошло в историю как одна из самых дерзких операций израильских военных. И, хотя ввиду раннего обнаружения спецназа, в аэропорту Энтеббе многое пошло далеко не по плану, который был разработан в Генштабе, тем не менее, ее результат превзошел все ожидания.
В ходе штурма терминала был смертельно ранен Йони Нетаниягу, офицер, которому прочили блестящую карьеру, вплоть до самых высоких постов в армии. По словам Переса, известие о гибели Нетаньягу сильно омрачило всю операцию, а момент, когда ему сообщили о его гибели, стал одним из самых тяжелых в его жизни.
Для увековечения памяти погибшего командира «Сайерет Маткаль» подполковника Йонни Нетаниягу руководство Израиля приняло решение назвать операцию «Йонатан». Она и по сей день остается уникальной. Подобный рейд пытались провести американцы, освобождая заложников в Тегеране. Но задуманная операция провалилась…
В этом году мы отмечаем 48-ю годовщину проведения израильтянами невиданной в мире операции по освобождению еврейских заложников от террористов, захвативших французский самолет, и посадивших его в аэропорту Энтеббе (Уганда), находящийся в 4 тысячах километров от Израиля.
Такого спасения заложников от террористов, как во время операции в Энтеббе, названной "Йонатан", мир еще не знал. Эту антитеррористическую операцию, проведенную израильским спецназом, изучают военные всего мира. И многие участники этой операции признают - это была рука Всевышнего, которая вела Израильские самолеты тысячи километров на малой высоте, чтобы их не засекли локаторы вражеских стран, над которыми они пролетали. И в самом аэропорту Энтеббе, несмотря на многочисленную охрану и террористов, израильтяне в течение нескольких минут уничтожили их и взорвали сам аэропорт - в этом мы видим чудеса Всевышнего, руку Всевышнего.
Дай Б-г, чтобы Всевышний всегда оберегал Израиль и Армию Обороны Израиля.
До новых встреч, друзья,
Рав. Нахум Казиев.
Comments