Уже в начале своей статьи хочется напомнить, что 2 октября в 6 часов 17 минут по нью-йорскому времени все обязаны предстать перед судом. Судить будут еврейский народ (и каждого из нас индивидуально), каждое государство, страну, народ.
На этом суде будут решаться следующие вопросы: быть в этом году войне или миру между странами, какие страны обречены на голод, а какие на изобилие, будем ли мы болеть или будем здоровы, будем живы или умрем, каков будет заработок, каков урон и т.д.
Этот день суда - день Рош-А-Шана - начало Нового года. И для того, чтобы выдержать этот суд и быть оправданным, уже начиная с месяца Элул, мы начинаем размышлять о своих поступках за прошедший год.
Мы вдруг осознаем, как много нами было сделано неправильно, мы искренне раскаиваемся в своих дурных делах и хотим вернуться на путь добра и правды.
Мы больше молимся и просим Б-га о милосердии. Мы даем больше денег на пожертвования.
Ведь мы знаем, что тшува - раскаяние, молитва-тфиля и цдака-пожертвование могут изменить судьбу человека.
ТШУВА - РАСКАЯНИЕ
Первые десять дней в году называются Ямим нораим – Страшные дни. Десятый из этих дней, самый ответственный день в году, - Йом Кипур – Судный день. В течение всех этих дней мы ощущаем на себе взгляд Б-га, мы чувствуем необычайную близость к Нему, и Его величие страшит нас. Б-г сотворил нас, Он поддерживает нас, когда нам трудно, но Он и наказывает нас за наши дурные дела.
Ошибки свои можно исправить, если во время задуматься о своем поведении.
И скажет человек Б-гу: «Властелин мира! Я грешил перед Тобою и делал то, что ненавистно Тебе. В поступках моих был я неосторожным и не следил за тем, чтобы не противоречить Тебе, не оскорблять великое и святое имя Твое. Прости мне мои грехи.
Я обещаю Тебе, что никогда больше не нарушу заповедей Твоих и обещаю, что отныне буду сторониться дурных дел и приближаться к Торе, к заповедям и добрым делам.
Всеми силами я буду стараться делать добро, помогать ближнему и молиться с любовью и трепетом!»
Б-Г СУДИТ МИЛОСЕРДНО
В наших священных книгах говорится, что Всевышний, приступая к суду над людьми, обращается к мере милосердия и не судит по всей строгости закона. «Сказал раби Аба: В Рош-а-Шана был создан человек, и предстал пред судом Всевышнего, и раскаялся, и Всевышний принял его раскаяние.
И сказал ему Всевышний: “То, что произошло с тобой, будет законом для потомков твоих, для всех поколений их: в этот день предстанут они пред судом, и если раскаются, приму Я их раскаяние, и встану с трона строгости закона, и сяду на трон милосердия, и сжалюсь над ними (3огар, 3:100).
Б-Г ЖДЁТ НАС
(Из книги “Хайей Адам”)
Всевышний в милосердии своем хочет раскаяния грешника, а не его смерти. Поэтому Он открывает в Рош-А-Шана ворота раскаяния и оставляет их открытыми вплоть до завершения Йом Кипура. Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дни как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: “Очистите себя перед Г-сподом”.
Ошибаются те, кто думают, что, исполняя изо дня в день заповеди, связанные с повседневной жизнью (накладывая тфилин, надевая цицит, читая все положенные молитвы и т.д.), они автоматически приобретают “положительный счет”, то есть заслуг у них больше, чем проступков.
Ошибаются и те, кто думают, что нужно раскаяться только в самых страшных грехах: идолопоклонстве, убийстве, прелюбодеянии, нарушении субботних запретов и т.д. За человеком могут числиться и другие, столь же тяжелые проступки, в том числе и такие, которые на земле не считаются преступлениями.
Наши мудрецы учат, что злословие может быть даже страшнее, чем идолопоклонство или убийство. К тому же это очень распространенный проступок, и почти все совершают его более или менее часто.
О том, что злословие — величайший грех, мы можем судить из того, что при помощи злословия Змей, соблазнивший Адама и Хаву, принес всему миру страшные бедствия. Но существует и множество других запретов, которые люди нарушают тысячи и тысячи раз. Большинство людей привыкли к этим и другим серьезным грехам. Они обижают и угнетают других, радуются их трудностям и позору. Следует помнить — тот, кто обижает вдову или сироту, приговаривается Небом к смерти, ибо сказано: “Вдов и сирот не притесняйте”.
Многие люди занимаются замаскированным ростовщичеством, хотя Тора запрещает давать деньги взаймы под проценты.
Все это — не говоря уже о таких проступках, как ненависть, гнев, лесть, паясничанье, пустая трата времени, деловые разговоры в субботу и праздники являются грехом. Даже самые большие знатоки Торы без труда обнаружат, что и они повинны в такого рода проступках, самым серьезным из которых является пренебрежение изучением Торы.
ЗВУКИ ШОФАРА
На Рош-а-Шана в течение двух дней обязаны слушать шофар. Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубины сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов, и слова здесь не нужны. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни.
Три стадии звучания шофара соответствуют трем этапам тшува:
1) видуй – признание, исповедь перед самим собой; это первый этап – ткиа;
2) харата – раскаяние, чувство глубокого сожаления о содеянном, угрызений совести; этому этапу соответствует труа;
3) кабала аль ле-атид – твердое решение больше никогда не совершать подобных проступков, всегда быть до конца честным и исполнять свой долг; этому этапу соответствует последняя ткиа.
Comentários