Одно из наиболее примечательных мест Агады - то, где она перечисляет четыре типа сыновей (мудрец, злодей, простодушный и «не знающий, что спросить») и их отношение к истории исхода из Египта.
Четыре эти типа сыновей олицетворяют собой разные этапы ассимиляции, утраты евреем своей еврейской сущности.
Начало цепочки - в отце, который живет в своем, еврейском мире. Его сын - мудрец, желающий учиться и знать больше; Но следующие поколения, сын, внук и правнук этого сына-мудреца, отдаляются от еврейского пути, и вот они перед нами: злодей, простодушный и “не знающий, что спросить».
Мудрец - изучал и знает Тору. Его вопрос - это вопрос по существу, он хочет глубже понять смысл исхода из Египта. Агада говорит, что этому сыну надо объяснять все тонкости и подробности законов Песаха.
Злодей - вырос в традиционном еврейском доме, но отвернулся от наследия предков; для него - это смешной анахронизм. Он презрительно, издеваясь, спрашивает: “Что это за служение у вас?” Себя он не считает частью еврейского народа, он к «этому служению» отношения не имеет...
О нем Агада говорит, что если бы он был тогда в Египте, он не удостоился бы избавления из рабства.
Простодушный - никогда не видел седер в доме своего отца, там вообще не было ничего еврейского. Этот сын знает лишь, что он еврей. Может быть, будучи мальчиком, он видел, как проводил “седер” его дед... Он не понимает, что происходит в это время и не знает, зачем вообще устраивают седер. И вопрос, который он задает, - соответственный: “Что это?”
«Не знающий, что спросить» - сын этого простодушного. Он вообще ничего не знает и ни о чем не ведает. О Песахе ему неизвестно ровным счетом ничего.
Он не знает даже, что спросить. И потому Агада говорит: начни сам, не дожидаясь его вопросов, рассказывать ему о Песахе, о законах и обычаях этого праздника.
Comments