Дорогие читатели, предлагаю вашему вниманию статью рава Йоси Голдмана о 9 Аве
В день 9-го Ава мы оплакиваем разрушение Иерусалимского Храма, постясь и соблюдая другие традиции этого дня.
Но зачем нам это помнить? Мир не может понять, почему мы так носимся с Холокостом – а ведь он был всего 70 лет назад! На протяжении 19 веков мы помнили и соблюдали этот день, и он стал самым грустным днем нашего календаря. Но почему? Почему не оставить прошлое в прошлом? Это история. Что было, то было. Зачем вновь и вновь обращаться к старым и болезненным воспоминаниям?
Рассказывают, что Наполеон однажды проезжал через еврейский район Парижа и услышал плач и стенания, раздававшиеся из синагоги. Он остановился, чтобы узнать, что случилось, и ему сказали, что евреи вспоминали разрушение своего Храма. “Когда это случилось?” – спросил Император. “Примерно 1700 лет назад,” – было сказано ему в ответ. После чего Наполеон сказал, что народ, который не забывает своего прошлого, всегда будет иметь будущее.
У евреев никогда не было истории. У них есть память. История может стать книгой, музеем или забытой древностью. Память - жива. И память гарантирует наше будущее.
Даже находясь посреди руин, мы отказывались забыть. Первый Храм был разрушен вавилонянами. И когда они забрали евреев в плен, евреи сидели и плакали. “При реках вавилонских – там сидели мы и плакали, когда вспоминали Сион.” О чем мы плакали? Об утраченных домах, богатстве и работе? Нет, мы оплакивали Сион и Иерусалим. “Если я забуду тебя, Иерусалим, – пусть отсохнет десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего”. Мы не оплакивали себя или свою утраченную свободу, мы оплакивали Святой Город и Святой Храм. В неволе мы надеялись отстроить, в руинах мы надеялись вернуться.
И потому что мы отказывались забыть Иерусалим, мы вернулись. Благодаря тому, что мы отказывались принять поражение или смириться с изгнанием и принять его как историческую данность, мы сумели построить еврейские общины по всему миру, в то время как наши притеснители со временем покорились. Сегодня больше нет вавилонян, а люди, живущие сегодня в Риме, не те римляне, что разрушили Второй Храм. Те нации стали историей, в то время как мы, вдохновленные памятью, возродились, и всегда будет правдой “Ам Исраэль Хай” – народ Израиля жив!
Я как-то слышал историю об одном знатоке Торы и его племяннике, случившуюся во время Холокоста. В концентрационном лагере они вместе учили Талмуд. Они учили трактат Моэд Катан, который по иронии судьбы, обсуждает законы скорби. И когда дядя понял, что настало его время идти на смерть, он сказал своему племяннику: “Пообещай мне, что если ты выживешь, ты продолжишь учить трактат Моэд Катан”. Посреди страданий, опустошения и горя, что занимало его мысли? То, что нужно продолжать изучение Талмуда. Это было его последнее желание перед смертью. Было ли это безумством или секретом нашего выживания?
Только если мы откажемся забыть, если будем соблюдать 9-ое Ава, мы можем надеяться на то, что однажды возродимся. И в самом деле, Талмуд заверяет нас: “Тот, кто оплакивает Иерусалим, будет удостоен стать свидетелем его возрождения”. Если мы собираемся вернуться в Сион, если наш народ хочет сохранить надежду на возрождение, то мы не смеем забыть. Мы должны соблюсти наш Национальный День Траура. Отказаться от походов в кино и рестораны. Сидеть на низких скамьях, чтобы оплакивать вместе со своим народом; и что, возможно, еще важнее – помнить.
Р-н Йоси Голдман.
Перевод Анны Каллер.
P.S.:
Мне хочется добавить к прекрасной статье р-ва И. Голдмана следующее: мы должны помнить о всех этих событиях, и мы должны раскаяться в тех грехах, которые привели к этим печальным событиям. Мы должны помнить о том, что видя все чудеса, с которыми Всевышний вывел нас из Египта и вел в пустыне, мы не поверили Ему в том, что Он обязательно выполнит своё обещание и введет нас в обещанную Землю.
Духовной точкой всего мира - это был Храм, который евреи получили от Всевышнего. Это было место, где евреи могли общаться со Всевышним напрямую. И, конечно, при этом было условие - народ должен был быть единым.
Хочу остановиться на одном эпизоде нашей истории. Когда римляне подошли к Иерусалиму, там продолжались раздоры между группировками евреев.
Молодые зелоты говорили, что надо начать воевать, чтобы свергнуть иго римлян. Мудрые рабби объясняли, что мы не сможем воевать с Римом, так как у нас недостаточно военной силы, и мы потеряем страну и приведём к разрушению Храма. А если мы не выйдем на войну, то экономически мы можем выдержать осаду в течении 20-30 лет.
И тогда молодые, горячие евреи подожгли склады с едой и дровами, тем самым вынудив евреев отвечать на военные действия римлян. И мы знаем что Второй Храм был разрушен, и до сих пор мы не удостоились иметь третий Храм. А когда начались распри, вражда в еврейском народе, то всё рухнуло.
Печально, что прошли тысячелетия, и мы, сейчас, находясь в еврейском государстве, которое было создано через 2 тысячи лет после разрушения Второго Храма, оказались в таком же положении. А все потому, что мы продолжаем все те грехи, за которые были наказаны.
После последних выборов в Израиле, когда правые силы получили большинство, все левые группировки начали беспорядки против законного правительства. Эти безпорядки нарушили всю жизнь в стране. А накал ненависти не уменьшился.
И вот грянул страшный день – 7 октября. Наши враги с лёгкостью вошли в Израиль, убивали, насиловали жителей, жгли маленьких детей. Демонстрации прекратились только на две недели. А затем продолжились с новой силой.
Как можно?!
Ведь враг уже вошёл в страну, более 1000 людей погибли, более 200 были взяты заложниками. Тяжёлые бои начались в Газе. Горе и страдания вошли в каждый дом в Израиле, а также в каждый еврейский дом по всему миру.
А безобразия левых и эрев рав продолжаются. Их злоба, ненависть против своих же евреев только нарастает. И уже всем понятно, что мы идём к разрушению еврейского государства.
Но это не приводит к попыткам установления мира в стране. У нас уже было разрушение Второго Храма из-за беспричинной ненависти среди евреев, и мы опять пришли к этому.
И это наша проблема.
И только помня, за какие грехи были наказаны, и зная, что нам нужно исправлять и исправлять их практически, мы сможем получить прощение, удостоиться прихода Машияха, и увидеть Храм в отстроенном Иерусалиме.
Дай-то Б-г, чтоб все это свершилось в скором времени. Амен ве Амен.
Успеха всем нам.
С любовью и уважением,
Д-р Мирьям Якубова.
Comments