Ада Лавлейс
Для женщин и девушек из высшего общества XIX века важно было выходить в свет, иметь красивые наряды и обладать изысканными манерами. Подобная судьба ожидала и Аду Лавлейс – дочь великого английского романтика Джорджа Байрона.
Но юная англичанка вместо светского времяпрепровождения выбрала научную стезю математика. Она настолько была талантлива, что опередила свое время, и только в век компьютеров была оценена по достоинству: названа «матерью программирования».
Аристократка и увлечение математикой
В декабре 1815 года в семье Байрона родилась девочка, которую мать и бабушка назвали Ада. Отец – известный ловелас, поэт-романтик Байрон сразу после появления дочери развелся с женой и покинул Англию. Более они не встречались.
Историки утверждают, что мать девочки всерьез не занималась воспитанием Ады, однако именно она привила дочери любовь к математике. Домашнее обучение с частными учителями позволили развить увлечение Ады числами. Девочка настолько углубилась в научное творчество, что уже в двенадцатилетнем возрасте сделала чертеж летательного аппарата. И это в 1827 году – за много лет до начала развития воздухоплавания.
Аде не было еще 20 лет, когда она вышла замуж за барона Уильяма Кинга, впоследствии получившего титул Лавлейс. Несмотря на рождение детей и домашние обязанности, Ада продолжала заниматься математикой. В этом ее всячески поддерживал супруг.
Лавлейс и вычислительная машина
Вычислительная машина Бэббиджа
Еще до замужества Ада познакомилась с профессором математики Чарльзом Бэббиджем, разработавшим вычислительную машину. Аппарат сегодня признан первым компьютером в истории. Машина была очень большой и производила всего одну вычислительную операцию.
Чтобы восполнить пробелы в знаниях, профессор попросил Аду перевести труд итальянского инженера. Лавлейс не только перевела, но и сделала дополнительные записи в эту книгу, параллельно откорректировав и расширив расчеты самого Бэббиджа. В результате получилась книга, в три раза превышающая первоначальное издание.
К сожалению, проделанная Лавлейс работа была на долгое время положена на полку, не имея практического применения. Только по прошествии столетия, когда мир вошел в стадию компьютеризации, материалы Лавлейс были оценены по достоинству. Так она была признана первой женщиной-программистом – «матерью программирования».
Comments