Рабби Моше бен Нахман (Рамбан)
Выдающийся еврейский мыслитель рабби Моше бен Нахман (Рамбан) родился в испанском городе Герона в 4955 (1195) году. Начав учиться у известных раввинов своего времени - рабби Иеуды бен Якара и рабби Натана бен Меира, он постепенно стал признанным алахическим авторитетом, чьими решениями руководствовались общины во многих странах рассеяния. Труды Рамбана, в особенности его пояснения к Талмуду и монументальный комментарий на Пятикнижие, до сих пор широко изучаются во всем еврейском мире.
В 5023 (1263) году арагонский король принудил Рамбана участвовать в диспуте о вере с монахом-выкрестом Пабло. Великий мудрец с достоинством опроверг нападки христиан на Талмуд и со всей ясностью показал вздорность их толкования Священного Писания.
Вскоре после диспута Рамбан по приказу короля покидает Испанию и отправляется в Эрец Исраэль. После длительного путешествия осенью 5027 (1267) года он прибывает в Акко, откуда вскоре посылает в Испанию своему сыну Нахману знаменитое письмо, содержащее основные принципы еврейской этики.
Рамбан побывал во многих святых местах Эрец Исраэль и на основании увиденного существенно переработал свой комментарий к Торе. После посещения Иерусалима он поселился в Акко, бывшем тогда центром еврейской жизни, где и скончался в 5030 (1270) году.
В книге Шальшелет Акабала рассказывается о предании, связанном со смертью Рамбана.
Перед отъездом из Испании он сообщил своим ученикам, что в день его смерти расколется камень на могиле его матери. Преданные ученики регулярно посещали кладбище. И вот в один из дней они увидели могильный камень расколотым. Так весь Дом Израиля узнал о своей невосполнимой потере.
ПИСЬМО РАМБАНА
Слушай, сын мой, поучение своего отца и не отступай от наставлений своей матери (Мишлей 1:8). Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева - дурной черты, приводящей человека к греху.
Толковали наши мудрецы (Недарим 22а): над гневливым властвуют все виды Геинома, как сказано: Устрани гнев из своего сердца и удали зло из своей плоти (Коэлет 11:10). А зло есть не что иное, как Геином, как говорит Писание: И ждет нечестивого день зла (Мишлей 16:4).
А когда ты удалишься от гнева, в твое сердце проникнет смирение - наилучшее из всех человеческих качеств, как сказано: Вслед за смирением страх Б-жий (Мишлей 22:4).
Смирение приведет к тому, что твое сердце преисполнится страхом Б-жьим, ибо ты будешь постоянно осознавать, откуда явился и куда направляешься, и что ты и при жизни есть тлен и добыча для червей, а тем более после смерти, и перед кем ты в будущем дашь отчет - пред Царем славы, как сказано: вот Небеса и Небеса небес не вмещают Тебя (1 Цари 8:27; 2 Диврей Аямим 6:18), а тем более человеческое сердце (Мишлей 15:11). И еще: Разве не небо и землю Я наполняю, сказал Ашем (Ирмеяу 23:24).
И когда ты поразмыслишь обо всем этом, то убоишься своего Творца и обережешься от греха, и с этими обретенными достоинствами возрадуешься своему уделу.
А когда ты проявишь истинную кротость, стоя в смирении перед любым человеком и боясь Б-га и греха, тогда снизойдет на тебя дух Шехины и сияние Ее славы, и ты удостоишься жизни грядущего мира.
А сейчас, мой сын, пойми с предельной ясностью, что тот, кто заносится в своем сердце перед другими людьми, восстает против власти Небес, потому что похваляется одеяниями небесного царства, как сказано: Ашем правит, Он облачается в одеяние величия (Теилим 93:1).
Да и чем же гордиться человеческому сердцу? Если богатством, - Ашем насылает бедность и обогащает. А если почетом, - не Б-гу ли он принадлежит, как сказано: И богатство, и почет от Тебя (1 Диврей Аямим 29:12). И как же человеку похваляться славой, принадлежащей его Творцу?
Если же он возгордится мудростью, — пусть уразумеет, что Б-г даже у самых испытанных отнимает способность говорить и лишает смысла речи стариков (Иов 12:20).
Получается, что все равны перед Вездесущим. В гневе своем Он повергает гордецов и по Своей воле возвышает смиренных. Поэтому принизь себя сам, и Вездесущий вознесет тебя.
А теперь я объясню тебе, как приучить себя к тому, чтобы постоянно идти путем смирения: все свои речи произноси спокойно, и склоненной пусть будет твоя голова. Книзу, к земле направь свои глаза, а сердце свое — к Небесам. Не смотри в лицо собеседнику и любого человека считай значительнее себя. Если он мудрее тебя или богаче, ты обязан его почтить, а если он беден, и ты богаче или мудрее его, тогда считай его праведнее себя: его грехи есть результат ошибки, в то время как ты грешишь осознанно.
Во всех своих словах, делах и помыслах в любое время - представляй себя стоящим перед Пресвятым, благословенно Его Имя, и что его Шехина почиет на тебе - ведь Его славой полон весь мир.
Речи произноси в трепете и страхе, как раб, стоящий перед своим господином; с любым человеком будь стеснителен. Если кто окликнет тебя, отвечай ему не громким голосом, тихо, как человек, стоящий перед своим наставником.
Позаботься о постоянном, внимательном изучении Торы, чтобы быть в состоянии исполнять ее предписания. И когда встаешь от книги, тщательно проверь то, что ты учил: нет ли там чего-либо такого, что можно применить на практике. Оценивай свои поступки утром и вечером, чтобы провести в раскаянии все дни своей жизни.
Во время молитвы удали из своего сознания все мирские дела и приготовь свое сердце в присутствии Вездесущего, благословен Он. Очисти свои мысли и обдумывай свои слова, прежде чем их произнести.
Так веди себя во всех начинаниях в течение всей своей жизни, и ты избежишь греха. Этот путь выпрямит все твои слова, поступки и мысли. Твоя молитва станет чистой и ясной, искренней и сосредоточенной, угодной Вездесущему, благословен Он, как сказано: Приготовь их сердца и внемли (Теилим 10:17).
Перечитывай это послание раз в неделю, не меньше, чтобы исполнять его и следовать предписанным в нем путем за Ашемом благословенным. И тогда на всех путях будет сопутствовать тебе успех, и удостоишься ты жизни грядущего мира, уготованного для праведников.
И во всякий день, когда ты будешь читать это письмо, ответят тебе с Небес на желания твоего сердца...
Амэн, сэла!
Comments