top of page

Плоды Смоковницы



Из всего народа Исраэля после Моше был избран не кто иной, как Иеошуа бин Нун. Почему именно он? Потому что был охвачен восторгом юности: "юноша не отходил от шатра". В чем была тайна его постоянства и преданности своему раву?


Наши мудрецы, благословенна память праведников, отнесли к нему пасук: "Стерегущий смоковницу, будет есть плоды ее, а оберегающий господина своего станет почитаемым" (Мишлей, 27:18), "подобает Иеошуа взять плату за обслуживание, ведь он не отходил от шатра". И чудесная глубина спрятана в образе охранника смоковницы.


Как известно, плоды смоковницы не созревают все разом, как у большинства деревьев, но каждый день ее хозяин находит новые созревшие плоды. И так же Тора - все время, что человек размышляет о ней, находит он новый вкус. И достаточно этого знания, этого чувства, чтобы не отходить от шатра!


И если такое говорится о великом человеке в Исраэле, тем более это верно для каждого из нас. Нет понятия "конец времени", нет места для расслабления. Тора так велика, так глубока, что сколько бы мы не добавляли и не размышляли над ней, откроются в ней новые и новые вкусы, глубокие и высокие.


"Счастлив человек, слушающий меня, спешащий к моим дверям изо дня в день, стерегущий косяки входов моих" (Мишлей, 8:34). Изо дня в день, все просто. Вначале учебы и в середине, и даже в отпуске.


Раби Меир постоянно говорил (Трактат Брахот, 17): "Приложи все сердце твое, всю душу твою, чтобы знать пути Мои и усердно трудиться над дверями Торы Моей. Храни Тору Мою в сердце твоем, и перед глазами твоими будет страх Мой, и Я буду с тобой везде!"


٭٭٭

ПУСТЬ ДУХОВНОСТЬ БУДЕТ ГЛАВНЫМ


"Многочисленному увеличь его наследие, а малочисленному уменьши его наследие" (Пинхас, 26:54).


Рассказал рабейну "Бен Иш Хай", благословенна память праведника, историю об одном богаче, ехавшем на своей лошади к себе в город.


На главной дороге увидел он безногого нищего, просящего подаяние. Бросил ему богач серебряную монету. Благословил его нищий громким голосом и попросил подвезти на лошади в город, ибо далек путь, а ноги у него нет. Пожалел его богач, дал ему вожжи и поднял на лошадь. Сел богач позади безногого, чтобы поддерживать его. Когда приехали они в город, сказал нищий богатому: "Приехали, а теперь слезай с лошади и иди себе домой"...


Удивился богач его наглости и сказал: "Эта лошадь моя или твоя?"


Тут закричал нищий во весь голос: "Спасите, люди добрые! Смотрите-ка, я оказал ему милость, а он собирается отнять у меня лошадь! А я безногий и хромой, бессилен перед ним.


Мало того, что я довез его на своей лошади, а он не поблагодарил меня, он еще хочет отплатить мне злом за добро".


Заволновались люди и хотели рассудить их. Сказал богач: "Пойдем к судье, и он рассудит нас".


Пришли к судье, и тот выслушал обоих. В конце концов, сказал: "Правду сразу видно, лошадь принадлежит богачу. Но что я могу сделать, если ты своими руками отдал свое право управлять. Почему посадил хромого перед собой и отдал ему вожжи"...


Мораль: человек сотворен, чтобы выполнять заповеди и умножить добрые дела. Изучать Тору и усилиться в вере. Но он, конечно же, обязан есть, пить, спать, работать. "Усадить" на "лошадь" дела этого мира. Но при одном условии: вожжи должны остаться в его руках! Многие люди теряют вожжи, и их злое начало управляет ими. Они служат своей работе, служат суете, и изгоняются из двух миров.


Обязан человек держать вожжи в своих руках: "многочисленному" - это духовные дела - "увеличь его наследие", "а малочисленному" - это затягивающие дела этого мира "уменьши его наследие!

0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page