«И побежите, когда никто за вами не гонится» (Ваикра, 26:17).
Современные психологи знают, что львиная доля наших проблем вызвана чересчур развитым воображением, нашими страхами.
Знал это и великий средневековый философ Рамбам. Есть занимательная история, которая передается из поколения в поколение. Это рассказ о мудрости нашего учителя рабейну Моше бен Маймона (Рамбама) имеет прямое отношение к нашей недельной главе, а может быть и к нам…
Как известно, Рамбам был личным врачом египетского султана, министры которого завидовали Рамбаму и уговаривали султана избавиться от него, заменив врачом-мусульманином по имени Камон. Они убеждали, что профессиональные качества последнего не хуже, чем Рамбама.
Послушался их султан, вызвал обоих врачей и устроил проверку. Каждый попробует отравить другого, а кто выживет — будет личным врачом султана. Оба должны предстать перед султаном, выпить яд, который приготовил коллега, а потом может выпить противоядие, которое приготовил сам. Оба были знаменитыми врачами и прекрасно разбирались в лекарствах, ядах и противоядиях.
Мусульманин пошел домой и всю неделю готовил сильнейший быстродействующий яд. А Рамбам надеялся на Творца и решил оставаться верным своей миссии — лечить людей, а не убивать.
Настал решающий день. Оба предстали перед султаном. Мусульманин протянул страшный яд Рамбаму, он принял его и тут же выпил противоядие. И остался жив. Теперь Рамбам протянул Камону кусочек еды. Тот съел и сразу выпил свое противоядие. Но странно: не почувствовал никакой слабости или дрожи, которые обычно появляются из-за яда. Как будто вообще не принял яда — как, собственно, и было.
И тогда в нем пробудилось сомнение, которое постоянно усиливалось и превратилось в страшное беспокойство: может быть, Рамбам дал яд, который подействует только, когда противоядие уже потеряет силу? Или это яд, который действует только после приема определенного вида пищи? Например, белков? И он перестал есть мясо. А может, углеводов? И перестал есть хлеб. В конце концов, дошел до того, что стал пить только парное молоко.
Через неделю Рамбам встретил Камона. Тот был ужасно бледный и худой. Рамбам спросил: «Скажи, как ты себя чувствуешь от парного молока?» Услышав это, Камон побелел как полотно, его хватил удар и он умер.
Сказал султан: «Вот, теперь я понял, что ты — самый великий врач. Ты смог изобрести яд, который действует только через неделю»!
Ответил ему Рамбам: «Ваше величество, я никогда никого не убивал. Не я его убил — а он сам себя убил. Его страх убил его».
Но это и есть одно из страшных предупреждений, которые приводятся в нашей Торе. Если евреи не будут соблюдать Тору — «вы будете бежать, хотя никто за вами не гонится… и будет преследовать вас звук падающего листа, и будете спасаться, как от меча, и упадете — и нет преследователя…»
Это беспочвенный страх, всего лишь падающий листок, почему же они упали? Из-за страха…
Если мы оглянемся вокруг и поразмыслим, мы поймем, насколько глубоко это проклятие проникло в современный образ жизни, в нашу жизнь. Люди бегут, спешат, убегают. У них нет свободного времени для себя, для семьи, для отдыха, для того, чтобы расслабиться. Нет времени спокойно поесть, сосредоточенно помолиться, послушать урок Торы, почитать книгу. Все делается в спешке, на бегу, на нервах.
Что такое, что случилось, кто за вами гонится?! А у нас страх, мы не успеваем. Мы торопимся на работу, после работы, мы торопимся приготовить завтрак, ужин – мы бежим, хотя за нами никто не гонится.
Давайте освободимся от этого проклятия, по крайней мере, установим ему определенные границы. Выделим себе час в день. Час для изучения Торы, час для семьи, час, чтобы расслабиться.
Раби Элазар Акапар говорит: «Зависть, страсть и стремление к почету изгоняют человека из мира». (Пиркей авот, 4:28)
Давайте остановим гонку жизни, соревнования и зависть, стремление к почету, побудем с собой и со своей семьёй! Дадим себе возможность расслабиться и почувствовать гармонию этого прекрасного мира!
Давайте позволим нашему воображению рисовать чудесные картины мира, радости, единства и добра!
По материалам группы:
Commenti