top of page

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ



УБОРКА


Перед празднком надо тщательно убрать в доме, машине, кладовых и других принадлежащих Вам помещениях, очистив их от остатков «хамец» - это хлеб, крупы из злаковых, мучные кондитерские и макаронные изделия, некоторые сорта детского питания, пиво, виски, пшеничная водка, некоторые виды консервов и колбас и т.д.


Ашкеназские (европейские) евреи не едят еще и рис, гречку, бобовые – поскольку есть большая вероятность, что среди зернышек, например, риса затерялись случайно попавшие туда зерна пшеницы или овса. У сефардских евреев это ограничение не вошло в традицию. Сефардские евреи едят рис, но перед пользованием риса обязаны 3 раза пересмотреть его.

Особое внимание надо обратить на те места, в которых можно найти остатки продуктов: на кухне, в столовой, в детской. Необходимо тщательно проверить и очистить одежду от крошек. Особенно внимательно надо просмотреть даже карманы и манжеты на брюках, как детских, так и взрослых.


Вся столовая и кухонная посуда, которой мы пользуемся в течении года, не пригодна для пасхальной пищи. Во всех еврейских семьях хранится особый набор посуды на Песах. Кухонный стол также должен быть прокашерован перед праздником.


Керамическую, фарфоровую или металлическую, покрытую эмалью, кухонную раковину откашеровать невозможно. Ее следует тщательно вымыть и вставить в нее временную металлическую или пластиковую раковину.


В сливное отверстие раковины рекомендуется налить едкое химическое вещество, которое уничтожит скопившийся там хамец.


Конфорки плиты следует кашеровать способом либун гамур. Однако это чрезвычайно трудно, так как они покрыты огнеупорным материалом. Поэтому, если на время Песаха заменить их нечем, плиту надо покрыть листом жести с отверстиями для огня.


Рукоятки газовых вентилей надо тщательно очистить и вымыть. Тот, кто хочет избежать в Песах даже малейшего подозрения в нарушении запретов о хамеце, обертывает их фольгой.


Кашерование духовки в газовой или электрической плите дело чрезвычайно трудное, поэтому после тщательной очистки желательно не пользоваться ими в Песах. В случае крайней необходимости надо обратиться за указаниями к раввину.


Холодильник следует разморозить и тщательно вымыть водой, добавив в нее жидкость для мытья посуды. В складках резиновой прокладки на двери холодильника в течение года скапливается много хамец – на это надо обратить особое внимание. Есть обычай покрывать полки после тщательного обмывания бумагой или фольгой.


Кухонные шкафчики тщательно протирают тряпкой, смоченной в мыльной воде, а затем насухо вытирают и застилают плотной бумагой.


Стулья, на которых сидели у стола в течение года, также принято тщательно чистить. Детский стульчик требует особо тщательной чистки, а его откидной столик лучше всего оклеить со всех сторон обойной бумагой, которую можно мыть.


Все проблемы, возникающие в связи с подготовкой к Песаху, решать самому нельзя, надо обращаться за указаниями к раввину.


НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ЗАКОНЫ ПЕСАХ


В воскресенье вечером, 13 нисана - 21 апреля ищут хамец по всему дому при свете свечи (или фонарика с направленным светом).


Перед поисками хамец тщательно убирают дом, особенно в тех местах, где предположительно может находиться хамец.


Совком для сбора крошек по традиции служит большая деревянная ложка, а собирают их в совок с помощью птичьего пера.


Найденный хамец вместе с ложкой и пером заворачивают в бумагу или кладут в мешочек и помещают в надежное место, чтобы сжечь на следующее утро.


В семье, где есть дети, поиск хамеца может стать веселым и запоминающимся уроком о законах Песаха. Можно, например, поручить им раскладывать по дому завернутые в пакетик крошки хлеба.


Поиски хамец лучше всего провести в самом начале ночи. Перед поисками хамец произносят следующее благословение: “Барух ата А’донай Элохену Мелех а олям ашер кидшану бе мицвотав ве цивану аль биюр хамец”


После завершения бдикат хамец говорят: (3 раза)


“Все непресное и квасное, находящееся в моем распоряжении, не замеченное и не уничтоженное мною, о существовании которого мне неизвестно, да будет считаться никому не принадлежащим прахом земным”.


В понедельник утром, 22 апреля до 10:07 утра можно есть хамец; до 11:30 утра сжигают хамец.


Весь хамец, как собранный накануне, так и оставшийся от завтрака, бросают в печь или в костер. Сжигая хамец, нужно повторить формулу отказа от квасного: (3 раза)


“Все непресное и квасное, находящееся в моем распоряжении, не замеченное и не уничтоженное мною, о существовании которого мне неизвестно, да будет считаться никому не принадлежащим прахом земным”.


На протяжении восьми дней нельзя есть продукты, подпадающие под категорию хамец.


И при покупке продуктов надо внимательно просмотреть надписи на них. И к обычным знакам кашерности должна стоять надпись “Кашер Ле Песах”.


Должны продать хамец своего дома, чтобы после Песаха можно было выкупить его обратно и пользоваться им.


Еврейский закон дает возможность заключают сделку, называемую “Мехират хамец”, то есть продают квасное какому-нибудь нееврею с составлением формального контракта, согласно которому хамец вновь становится собственностью еврея после Песаха.


Подобно многим финансовым операциям, например биржевым или банковским, “Мехират хамец” предполагает реальную ответственность сторон. Обычно представитель общины, чаще всего раввин, составляет контракт с неевреем о продаже всего хамеца общины.


Передача такому поверенному прав на продажу хамеца может быть оформлена в любое время накануне Песаха, но не позднее того часа, в конце которого вступает в силу запрет на хамец.


Если хамец не удалось продать или уничтожить и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.


Утром 22 апреля – пост первенцев.


В память о том, что Всевышний сохранил еврейских первенцев, когда первенцы египтян от сына рабыни до сына фараона погибли, старшие сыновья в еврейских семьях обязаны поститься накануне первого дня праздника (поститься должны первенцы, как от отца, так и от матери, в том числе коэны и левиты). Если первенец не достиг совершеннолетия, за него должен поститься его отец. Пост начинается на рассвете.


Но поскольку пост может быть отменен ради участия в сеудат-мицва (застолье по случаю свадьбы, обрезания или завершения изучения какого-либо трактата Талмуда), то принято назначить сеудат-мицва на день поста, приглашать на трапезу первенцев и тем самым освобождать их от необходимости поститься.


Обязаны справлять “лель седер”, точнее 2 вечера, которые обязаны провести в определенном порядке и обязательно читать пасхальную Агаду.


Первые и последние два дня праздника – Йом тов. В эти дни запрещена любая работа, а зажигание огня - только от огня зажжённого заранее. Электрический свет необходимо включать накануне праздника.


В эти дни, как обычно в субботу, запрещается также брать в руки деньги, а следовательно, покупать и продавать; запрещено пользоваться любыми видами транспорта и т.д.


ШАБАТ-А-ГАДОЛ


Суббота, предшествующая Песаху, называется «Великой Субботой» (Шабат хагадоль), из-за великого чуда, совершившегося в этот день в год исхода евреев из Египта. В тот год праздник Песах приходился на четверг, а в субботу перед Песахом (10 нисана) евреи получили заповедь - взять овцу для пасхального жертвоприношения, и когда они это сделали, то пришли к ним египетские первенцы и спросили, что это значит.


И ответили евреи: «Пасхальное жертвоприношение для Всевышнего, который собирается поразить всех первенцев египетских. Поэтому мы получили заповедь - принести жертвоприношение и прикрепить на дверях наших домов мезузот, чтобы не пришла к нашим детям эта казнь».


Тотчас же пошли первенцы египетские к своим отцам и к фараону и стали просить выслать евреев из Египта. Но фараон отказался это сделать. Тогда египтяне пересорились между собой, и многие погибли в этой междоусобице.


По обычаю, в этот день после предвечерней молитвы читают большой отрывок из “Агады” (сказания об Исходе, которое читается полностью в первый вечер праздника), чтобы с одной стороны, отметить вышеупомянутое начало освобождения, а с другой стороны, ознакомить людей заранее с текстом “Агады”.


ПРАЗДНИЧНЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ.


В этом году праздник начинается 22 апреля в воскресенье вечером.

Свечи зажигают в 7:25 вечера.


В первый вечер Песаха 22 апреля при зажигании свечей произносят благословения №1 и №2, 23 апреля произносят благословение №1 и №2, 28 апреля произносят благословение №1, 29 апреля произносят благословение №1.


1. «БАРУХ АТА, А-ДОНАЙ, ЭЛОЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДЕШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛ ЙОМ ТОВ».


2. «БАРУХ АТА, А-ДОНАЙ, ЭЛОЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЕЭХЕЯНУ ВЕКИИМАНУ ВЕИГИАНУ ЛАЗМАН АЗЕ».

13 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page