17 таммуза все евреи держат пост по тем печальным событиям, которые произошли в этот день.
Семнадцатого таммуза (Шива асар бе таммуз) были разбиты первые скрижали. Тора была дарована нам 6-го сивана, а 7-го сивана Моше поднялся на гору Синай, чтобы получить скрижали.
Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: “По истечению сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору”. Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из сорока, и что Моше имел в виду сорок полных суток, состоящих из дня и (следующей за ним) ночи.
Однако, как известно, сутки состоят из ночи и следующего за ней дня. Поэтому день 7-го Сивана, когда Моше поднялся на гору, не мог идти в счет сорока. Евреи этого еще не знали.
Полные сорок суток, проведенные Моше на горе, отсчитанные от 7-го Сивана, заканчивались 17-го Тамуза, когда Моше и должен был возвратиться, но евреи полагали, что он обещал вернуться на день раньше.
7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к которой был все еще запрещен всему народу, предупрежденному об этом до Дарования Торы), чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить скрижали Завета.
Когда Моше спустился с горы и, увидел, что сыны Израиля сделали золотого тельца, он в гневе разбил скрижали.
И было постановлено на Небесах, что евреи будут подчинены другим народам и будут смертны.
Если бы скрижали не были разбиты, ни один народ не мог бы получить власть над евреями.
Именно потому, что так велика была вера евреев в Моше – они верили ему больше, чем собственным глазам, – в момент, когда (по их мнению) не исполнилось что-то из того, что он предрек, им показалось, что рушится мир. Их сознание помутилось, и, поскольку их зависимость от Моше была очень сильна, они почувствовали, что не могут просуществовать без него ни часа. В эту смутную минуту, когда никто из евреев не мог здраво мыслить, они пришли к Аарону и сказали: “Сделай нам идола!”
Самое святое место для евреев на земле – это Храм в Иерусалиме. Ежедневно, утром и вечером, совершалось жертвоприношение в Храме, которое называлось Тамид. И вот, во время существования Первого Храма вавилоняне осадили Иерусалим.
Но семнадцатого таммуза, жителям осажденного города пришлось прекратить жертвоприношения, т.к. в Иерусалиме не осталось больше животных, и тогда враг обрел силу и сумел разрушить Иерусалим.
Такая же история произошла и во время Второго Храма.
Жили тогда два брата, Гиркан и Аристобул, и были они царскими сыновьями. Перед смертью царь, их отец, распорядился, чтобы жена его унаследовала престол, а Гиркан стал первосвященником.
Однако, когда царица умерла, между братьями разгорелся спор из-за престола.
Гиркан одержал победу, но вскоре братьев удалось помирить, и было решено, что Гиркан останется первосвященником, а Аристобул станет царем.
Этот мир продолжался недолго - до тех пор, пока Гиркан не передумал и не стал бороться за царский трон. Много людей погибло в этой борьбе.
Когда же Гиркан увидел, что не в состоянии отвоевать трон, он заключил союз с римским императором, который пришел с громадной армией и осадил Иерусалим.
Аристобул находился в осажденном городе, в то время, как Гиркан был под его стенами вместе с римскими легионерами...
И когда жертвоприношения тамид прекратились, Иерусалим оказался в руках врагов.
Третьим несчастьем, произошедшим Семнадцатого Таммуза, было то, что враг пробил стены Иерусалима и ворвался в город.
Четвертым несчастьем было то, что Апостомос сжег свиток Торы.
Пятым несчастьем было то, что царь Менаше поставил идола в Иерусалимском Храме.
Пост 17 таммуза в этом году выпадает на вторник 23 июля. Пост начинается рано утром в 4 ч. 15 мин. и заканчивается в 8 ч. 40 мин вечера.
Бейн-Амецарим
Три недели, начинающиеся Семнадцатого тамуза и заканчивающиеся девятого ава –
с 23 июля по 13 августа называются Бейн-амецарим, между несчастиями.
На протяжении всей истории еврейского народа эти дни были очень тяжелыми, несчастными. И, помнится, как бабушки и дедушки боялись прихода этих дней, боялись несчастий, которые могут свершиться в эти дни.
Наши мудрецы учат нас всех быть осторожными и в личной жизни, и в деловой в эти дни.
В эти дни принято соблюдать признаки траура, и чем ближе девятое ава, тем строже траур. В этой траурной лестнице есть несколько ступеней.
1. От Семнадцатого Тамуза до Рош-Ходеш месяца ав – с 23 июля по 5 августа начинается траур, не посещают никаких увеселительных мероприятий, не слушают музыку и т.д.
2. От Рош-Ходеш месяца ав до 10 ава – с 5 августа по 14 августа, за исключением субботы, вдобавок к этим ограничениям не едят мясо и не пьют вино - в знак памяти о разрушении Храма, когда прекратились жертвоприношения и возлияние вина на жертвенник.
Так, в эти дни не строят здания, предназначаемые для развлечений, а частное строительство продолжают лишь в случае острой необходимости.
Не переезжают на новую квартиру.
Если еврей ведет тяжбу с неевреем и предстоит судебное разбирательство, он должен постараться, чтобы суд отложили до окончания месяца ав или, в крайнем случае, до 11-го ава, еще лучше до 15-го ава.
С 1-го по 9-е ава не шьют новую одежду, даже у портного-нееврея. Исключение делают для жениха и невесты, свадьба которых состоится сразу после Девятого ава, и то при условии, что свадебные наряды шьют неевреи. (До 1-го ава в случае необходимости одежду может сшить и портной-еврей.)
Comments