, 15-е число еврейского месяца Шват. "Ту – на иврите טו" читаются как буквы "тет" и "вав", цифровое значение (гематрия) которых равна 15-ти. Ту би-Шват - середина месяца, день к этому времени года удлиняется почти на два часа. Ту би-Шват - это пора раннецветущих деревьев Израиля, которые просыпаются от зимнего сна и возобновляют свое цветение и созревание плодов. Ту би-Шват - это "новый год деревьев".
По традиции в Ту би-Шват в Израиле производят посадку молодых деревьев, сопровождаемую весельем, песнопениями и молитвами. Те огромные лесные массивы, которые имеются в Израиле – являются результатом этих насаждений со дня образования государства Израиль.
Каббалисты, жившие в Цфате в 16 веке (Верхняя Галилея, период АР"И hа-Кадош), постановили праздновать Ту би-Шват как день воссоединения со Страной Израиля, и этот обычай быстро распространился по всему еврейскому миру. В этот день устраивают праздничную трапезу: самое почётное место на столе занимают свежие и сушёные фрукты – особенно те, которыми славится Страна Израиля: виноград (изюм), инжир, финики, гранаты, оливки». (Кицур Шулхан Арох, изд. Шамир, Йерусалим 5756 (1996), т.2, стр. 308).
Но, как вы знаете, все еврейские праздники имеют и внутренний, духовный смысл и Ту би-Шват не исключение. Новый год деревьев, знаменующийся пробуждением их к жизни, олицетворяет собой пробуждение человека к достижению цели своего предназначения.
Сказано в Торе, что "человек словно древо в поле", ведь у дерева особая внутренняя структура, которая питается от земли и тянется ввысь, к солнцу. А «поле» – это общество, в котором все мы рождаемся и растем. Что же это общество представляет собой: благодатный, сочный луг или сухую пустошь? Зависит от нас...
Семя, которое мы опускаем в землю, символизирует зародыш новых отношений, который надо бережно растить вместе, в общем окружении, в доброй социальной почве. Из этого семени прорастет дерево и однажды даст жизнь плодам – безопасности на улицах наших городов, сокращению экономических пропастей, оздоровленному здравоохранению, просвещенному образованию. Если поливать наш росток без умных отговорок, он обязательно окрепнет и изменит общество к лучшему.
А значит, нам надо просто-напросто готовить плодотворную почву – окружение, в котором единство из пустого звука станет реалией, ключом к доброму будущему. Вот о чем говорит нам Ту би-Шват.
Это – его центральное, универсальное послание всем. И потому праздник этот всегда был важен для всего еврейского народа, который должен нести свет всему человечеству. "И будет он (человек) как дерево, посаженное у водного потока, которое плод свой дает вовремя свое и чей лист не вянет; и во всем, что ни сделает он, преуспеет" (Теhилим, Псалмы, 1:3). На примере дерева наши мудрецы блестяще проиллюстрировали рост человека, формирование личности, реализующей весь свой потенциал.
Укоренившись в правильной почве, наше древо расцветает широкой кроной, возносится над землей, и верхушка его "щекочет" небеса. Но главное – оно дарит плоды своего развития другим и в этом видит свое предназначение.
Представьте, что в руках у вас семя дерева. Ясно, что, прежде всего, нужно найти хорошую землю, которая обеспечит его необходимыми питательными веществами. Вот и человеку требуется окружение, обеспечивающее эффективный рост. Чтобы посаженное семя проросло и пустило корни, надо вскопать и разрыхлить землю вокруг. Так же человек "копается" в себе, проводит внутреннее исследование в поисках смысла, сути своего развития, подключается к корням – к силам природы, к корню своей души, которые на него воздействуют. Ведь если почва для человека – это социум, то верные, добрые отношения в нём и станут катализатором роста, оплодотворяет среду моего развития и придает мне сил, как на примере роста семени при удобрении почвы.
Более того, теперь, когда у жизни появилась цель, когда ей придан вектор, человек обретает здравый взгляд на её течение и по-новому оценивает происходящее. Ещё принято окучивать дерево, покрывая обнаженные корни землей, чтобы защитить их от вреда. Как объясняет РАБАШ, "корни" – это наши мысли, в том числе предательские. Любая задача, любой вызов требует от нас преодоления трудностей. И порой мы пасуем. Неуверенность, страхи, сомнения – естественные спутники человека, и надо уметь правильно работать с ними, "покрывать" их решительностью и целеустремленностью. В противном случае, обоснованные отговорки и резонные компромиссы оставят нас ни с чем.
С детских лет мы впитываем нравы и взгляды окружения, в котором растем. Расхожие ценности и устремления, общепринятые стандарты и предрассудки часто направляют нас к временным, преходящим результатам, в которых мы не находим подлинного удовлетворения, не говоря уже о счастье. Этот тупиковый порядок приоритетов называется "сухими ветвями". "Сухими" потому, что на них не вырастут плоды развития, не набухнут почки – зародыши новой ступени наших отношений, нового качества жизни.
Путь человека и его связь со средой может быть сухим и бесплодным, либо живым и плодотворным. И чтобы выбрать второй вариант, нужно отказаться от первого. Подстригая дерево, мы помогаем ему расти. Так же и человек должен понемногу избавляться от того, что засохло, закоснело в нем, мешая добираться до сути жизни и реализовывать ее с полной отдачей, с помощью Торы и Заповедей.
Таковы общие контуры внутреннего созревания. Этот уход за "древом в себе" – лишь часть того грандиозного пути, на котором человек становится "как дерево, посаженное у водного потока". Только в благодатной почве, только в добром окружении мы можем созреть, расцвести, кардинально изменить свою жизнь к лучшему.
И тогда "новый год деревьев" станет новым началом для каждого, для страны, для мира, которые уже давно заждались хороших вестей.
Comentarios