Уже в начале своей статьи хочется напомнить, что 15 сентября в 6 часов 47 минут по нью-йоркскому времени все обязаны предстать перед судом. Судить будут еврейский народ (и каждого из нас индивидуально), каждое государство, страну, народ.
На этом суде будут решаться следующие вопросы: быть в этом году войне или миру между странами, какие страны обречены на голод, а какие на изобилие, будем ли мы болеть или будем здоровы, будем живы или умрем, каков будет заработок, каков урон и т.д.
Этот день суда - день Рош-А-Шана - начало Нового года. И для того, чтобы выдержать этот суд и быть оправданным, уже начиная с месяца Элул, мы начинаем размышлять о своих
поступках за прошедший год.
Мы вдруг осознаем, как много нами было сделано неправильно, мы искренне раскаиваемся в своих дурных делах и хотим вернуться на путь добра и правды.
Мы больше молимся и просим Б-га о милосердии. Мы даем больше денег на пожертвования.
Ведь мы знаем, что тшува - раскаяние, молитва-тфиля и цдака-пожертвование могут изменить судьбу человека.
ТШУВА - РАСКАЯНИЕ
Первые десять дней в году называются Ямим нораим – Страшные дни. Десятый из этих дней, самый ответственный день в году, - Йом Кипур – Судный день.
Существует три вида грехов: хет - неча́янный грех, авон - преднаме́ренный грех, пеша - грех, сделанный назло́. Когда человек совершает тшува, он должен СКАЗАТЬ СЛОВАМИ, что 1. согрешил (и в чём согрешил); 2.сожалеет об этом; 3.про́сит прощения.
Существуют градации искупления: 1. Грех прощён на месте; 2. Надо ждать Йом Кипур; 3. Смерть. Но иногда смерть заменяется мучениями и страданиями в жизни (финансовые, физические, моральные). Если человек даёт цедака, постится, усиленно изучает Тору, делает кидуш Ашем - всё это помогает искуплению греха.
Ошибки свои можно исправить, если во время задуматься о своем поведении.
Б-Г СУДИТ МИЛОСЕРДНО
В наших священных книгах говорится, что Всевышний, приступая к суду над людьми, обращается к мере милосердия и не судит по всей строгости закона. «Сказал раби Аба: В Рош-а-Шана был создан человек, и предстал пред судом Всевышнего, и раскаялся, и Всевышний принял его раскаяние.
И сказал ему Всевышний: “То, что произошло с тобой, будет законом для потомков твоих, для всех поколений их: в этот день предстанут они пред судом, и если раскаются, приму Я их раскаяние, и встану с трона строгости закона, и сяду на трон милосердия, и сжалюсь над ними (3огар, 3:100).
Б-Г ЖДЁТ НАС
из книги “Хайей Адам”
Всевышний в милосердии своем хочет раскаяния грешника, а не его смерти. Поэтому Он открывает в Рош-А-Шана ворота раскаяния и оставляет их открытыми вплоть до завершения Йом Кипура. Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дни как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: “Очистите себя перед Г-сподом”.
Ошибаются те, кто думают, что, исполняя изо дня в день заповеди, связанные с повседневной жизнью (накладывая тфилин, надевая цицит, читая все положенные молитвы и т.д.), они автоматически приобретают “положительный счет”, то есть заслуг у них больше, чем проступков.
Ошибаются и те, кто думают, что нужно раскаяться только в самых страшных грехах: идолопоклонстве, убийстве, прелюбодеянии, нарушении субботних запретов и т.д. За человеком могут числиться и другие, столь же тяжелые проступки, в том числе и такие, которые на земле не считаются преступлениями.
Наши мудрецы учат, что злословие может быть даже страшнее, чем идолопоклонство или убийство. К тому же это очень распространенный проступок, и почти все совершают его более или менее часто.
О том, что злословие — величайший грех, мы можем судить из того, что при помощи злословия Змей, соблазнивший Адама и Хаву, принес всему миру страшные бедствия. Но существует и множество других запретов, которые люди нарушают тысячи и тысячи раз. Большинство людей привыкли к этим и другим серьезным грехам. Они обижают и угнетают других, радуются их трудностям и позору.
Следует помнить — тот, кто обижает вдову или сироту, приговаривается Небом к смерти, ибо сказано: “Вдов и сирот не притесняйте”. Многие люди занимаются замаскированным ростовщичеством, хотя Тора запрещает давать деньги взаймы под проценты.
Все это — не говоря уже о таких проступках, как ненависть, гнев, лесть, паясничанье, пустая трата времени, деловые разговоры в субботу и праздники, которые являются грехом. Даже самые большие знатоки Торы без труда обнаружат, что и они повинны в такого рода проступках, самым серьезным из которых является пренебрежение изучением Торы.
ЗВУКИ ШОФАРА
Они напоминают нам о Даровании Торы. В описании Синайского Откровения сказано: "Звук шофара становился всё сильнее, Моше говорил, и Б-г отвечал ему". Именно тогда народ Израиля принял Тору и обязался исполнять её заповеди, заключив союз с Б-гом. Трубление в шофар в Рош-Ашана призвано напомнить о нашей верности союзу и готовности соблюдать заповеди Торы.
Три причины трубления в шофар - признание царской власти Б-га, напоминание о наших заслугах в прошлых поколениях и исторические примеры, связанные с трублением в шофар - центральные темы молитв в Рош-Ашана.
Великий рабби Моше бен-Маймон так описывал воздействие звуков шофара на людей: "Пробуждаются спящие, чтобы внимательно проверить дела свои, оценить их и вернуться на пути Творца. Ибо забыли они об истине в суете дел своих, заблудились в пустяках, которые не помогут и не спасут. Пусть теперь взглянут на душу свою, оставят дурные дела свои, дорогу злую и намерения недобрые. Пусть повернутся к Б-гу и добру".
Сама природа звуков шофара такова, что они повергают человека в смятение, заставляют вспомнить о Создателе и Его делах (к сожалению, в этом году первый день Рош-а-Шана выпадает на субботу и мы услышим звуки шофара только на второй день праздника).
Comments