Cимвол завершения Исхода
Седьмой день – снова йом-тов, “полный” праздник. Что же мы празднуем?
В ночь на 21- ое Нисана, на седьмой день после Исхода, еврейский народ вышел на берег Красного моря. Сзади наступала хорошо вооруженная и обученная египетская армия во главе с фараоном, ожидавшая только рассвета, чтобы “вернуть” беглых рабов. Впереди – море. Сердца людей, еще недавно живших рабской жизнью, сжались в страхе. Да и надежды не было: отборные воинские части знали свое дело.
Но Всевышний сказал Моше: евреи должны перейти море. И народ пошел. Точнее, все происходило так, как обычно происходит при большом скоплении людей: сначала только один пошел в воду, затем двинулось одно из двенадцати колен, за ними – остальной народ, все двенадцать колен. И вдруг море расступилось, словно чья-то рука рассекла его на двенадцать проходов, обнажив в каждом из них сухое (!) дно.
А египтяне? Когда солнце поднялось выше, они увидели эти двенадцать проходов и устремились за евреями. Но дно под их колесницами неожиданно оказалось вязким... Колеса стали застревать, а к этому времени евреи уже вышли на другой берег. Когда же они обернулись, то увидели блестящую армию фараона, борющуюся с песком. И тогда воды моря сомкнулись...
После всех десяти казней, обрушившихся на Египет, после неудержимого стремления евреев к свободе египтяне имели время и возможность осмыслить устройство мира, осознать: Кто правит им, понять, чего Он хочет от человека.
Но египтяне совершили ошибку, не раз повторяемую и после них. Они решили “перекроить” историю по-своему. Они решили, что колоссальная сила и всевозможные науки, эта “идеологическая надстройка”, эти “измы” – обеспечат им власть над миром и возможность управлять миром по законам, противоречащим Воле Всевышнего.
Они не воспользовались отпущенным им временем. Они ничего не поняли. И, подняв руку на еврейский народ, а на самом деле – на самого Творца мира, они погибли этой ужасной смертью.
И совсем недавно европейские геологи обнаружили на дне Красного моря колесо. Оно было погруженно глубоко в море и сохранилось. Ученые с помощью современной техники смогли выяснить “возраст” колеса, который совпал по времени к выходу евреев из Египта, еще раз научно подтвердив правоту Торы. Видео об этом событии можно приобрести в еврейском музее в Бруклине.
Особенности молитвы в седьмой день.
*После праздничной вечерней молитвы (маарив) происходит праздничная трапеза. Ее порядок мы уже знаем: кидуш, нетилат ядаим, благословение на мацу, в конце – биркат га-мазон.
*Утром молитва в синагоге напоминает первый день Песаха. Но есть и отличия. В частности, Алель читают не полностью, опустив два отрывка. Почему?
В седьмой день мы празднуем окончательное освобождение. Но главным событием того дня была гибель египтян. Безусловно, они сами выбрали себе такую судьбу. Это они хотели нас уничтожить. И справедливо наказаны. Но египтяне – тоже творение Всевышнего. Им, как и каждому человеку, был дан большой потенциал, большие возможности. И мы не можем считать нашу радость ничем не омраченной. Поэтому текст Алеля читается не полностью.
Это поучительный пример еврейского взгляда на мир.
Элиягу Ки Тов.
Comments